Это произойдет в том случае, если западные страны признают независимость Косово. Фактически впервые после падения режима экс-президента Слободана Милошевича сербский чиновник упомянул о возможности силового решения косовской проблемы.
По информации "Нью-Йорк таймс", эти меры могут включать ввод сербских вооруженных сил в Косово, блокирование границ края и установление экономического эмбарго. Ранее Белград лишь предупреждал о своей готовности разорвать отношения с теми странами, которые признают независимость Косово.
За пару дней до этого "пробного шара" премьер-министр Сербии Воислав Коштуница в ходе встречи с представителем Евросоюза Вольфгангом Ишингером дал понять: его страна категорически отвергнет как нелегитимный любой акт, провозглашающий в одностороннем порядке независимость Косово и Метохии. По мнению Белграда, только Совет Безопасности ООН вправе принять резолюцию о будущем статусе края. А до этого момента Косово по сербской конституции остается неотъемлемой составной частью Сербии. Как предполагают эксперты, ужесточение позиции Белграда стало своеобразным ответом Евросоюзу, который отверг предложенный Голландией компромиссный план раздела Косово по этническому признаку на сербскую и албанскую части. В Брюсселе посчитали, что подобное решение создаст весьма опасный прецедент.
После того, как Россия заблокировала в Совбезе ООН подготовленный Мартти Ахтисаари план отделения края от Сербии, была достигнута договоренность продлить еще на четыре месяца переговоры между Белградом и Приштиной. В декабре их итоги вновь обсудит Совет Безопасности.
Впрочем, проявленная Белградом твердость вовсе не означает, что сербская сторона окончательно отказывается от поиска компромиссов. Скорее, пригрозив военными действиями, Белград резко повысил ставки в игре. Окончательно разругаться с Западом отнюдь не входит в планы Сербии, неоднократно объявлявшей о своем стремлении войти в состав Евросоюза. Не случайно министр по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич подтвердил: его страна готова к прямым переговорам с косовскими албанцами. Они должны пройти 28 сентября в Нью-Йорке.
Между тем
Похоже, в руководстве Сербии нет единого мнения, стоит ли "закручивать гайки" в отношениях с Западом. В четверг министр иностранных дел Сербии Вук Йеремич заявил о том, что "Сербия не станет прибегать к военной силе в отношении Косово даже в том случае, если провозглашение независимости края породит проблемы в сфере безопасности для Балкан".