В правительстве идет работа над созданием концепции демографического развития страны до 2025 года. Как стало известно "РГ", важнейшим блоком концепции будут вопросы, связанные с безопасностью и охраной труда, то есть напрямую влияющие на продолжительность жизни.
Недавние трагические события на кузбасских шахтах говорят о том, что в сфере безопасности труда назрели неотложные перемены. Именно с этого мы начали разговор на "Деловом завтраке" с руководителем Федеральной службы по труду и занятости Максимом Топилиным.
Российская газета : Максим Анатольевич, если бы где-нибудь в Западной Европе произошла авария с таким количеством погибших, как в Кузбассе, хозяин шахты разорился бы на компенсациях. Почему мы не можем создать аналогичные условия?
Максим Топилин : Можем и должны. Для этого нужен прежде всего экономический механизм. Сколько сегодня отчисляет работодатель в той же угольной отрасли на страхование от несчастных случаев? 8,5 процента от фонда заработной платы. Причем все одинаково отчисляют, по одному тарифу, без учета реальных условий труда на конкретном предприятии.
РГ : А сколько они должны отчислять?
Топилин : Точно не знаю. Думаю, процентов 15-20. А чтобы назвать реальные цифры, первое, что нужно сделать, - оценить условия труда на каждом рабочем месте, провести аттестацию рабочих мест. И здесь сразу возникает вопрос: за чей счет это делать? Работодателя или государства?
Еще в конце 1990-х годов, когда создавалась система страхования от несчастных случаев, шли дискуссии по поводу того, чтобы эту систему отдать частным страховым компаниям, как ОСАГО. Тогда испугало то, что частные компании будут страховать угольщиков по реальным тарифам, а с учетом тогдашней экономической ситуации угольщики, скорее всего, не потянули бы такие тарифы.
Сегодня ситуация в экономике принципиально иная. И теперь работодатель может и должен платить за страховку реальные деньги. Если вы работаете с государственным Фондом социального страхования, значит, государство и должно оценивать рабочие места, оценивать риск, чтобы определить тариф. Возможен и другой вариант: мы передаем это дело в частные страховые компании. Зная этот рынок, они будут заинтересованы в проведении аттестации рабочих мест и определят реальный страховой тариф. Это нормальная оценочная деятельность. Есть же закон об оценочной деятельности на рынке недвижимости. Там должны быть компании, которые имеют лицензию или аккредитацию. Есть и надзирающий орган, который проверяет, должным ли образом компании оценивают рынок. В сфере же охраны и безопасности труда ничего этого пока нет, это все надо создавать.
РГ : Когда могут появиться оценочные компании?
Топилин : Сначала предполагается провести эксперимент. Будут выбраны по конкурсу оценочные компании. За счет средств Фонда соцстраха они проведут аттестацию нескольких тысяч рабочих мест в различных отраслях. То есть сейчас начинается некое моделирование оценочной деятельности с тем, чтобы получить результат. Попробуем выстроить модель, понять, как и где она работает, чтобы потом выработать направление. Но однозначно то, что нужно иметь внешнего оценщика, причем аккредитованного, и выстраивать систему надзора за качеством оказания услуг по этой части.
Это будет перспектива работы 2008-2010 годов. К тому времени мы уже должны полностью перейти на нормальную оценку условий труда на рабочих местах, на нормальную тарификацию и, собственно, выбрать модель страхования.
Полный отчет о "Деловом завтраке" читайте в ближайших номерах