Вчера правительство начало свое заседание с поручения проанализировать собственные просчеты. Причина проста: президент раскритиковал хоть и не кабинет Михаила Фрадкова, но деятельность российского правительства в целом. Правда, под прицел все же попал министр экономического развития и торговли Герман Греф, который работал и в предыдущем составе.
Герман Греф много раз просился в отставку, но его заявления, как правило, оставались без внимания. Главного экономиста утешали, холили и лелеяли, называли мозгом, штабом и самым главным человеком в кабинете министров, самым перспективным, да и вообще - самым, самым... Он и за прогноз ответственный, и за Дальний Восток, и за регионы в целом, и за инфляцию, и практически за все, чем занимается правительство. А теперь его критикуют за неорганизованность в работе и отчасти за неумение работать по отдельным направлениям по ряду проектов.
- И эта критика справедлива! - принял на счет своего кабинета Фрадков.- Мы из этого должны в очередной раз сделать выводы и в плане конкретных поручений, которые были даны.
В итоге аппарат правительства должен проанализировать, как выполнялись задания, и внести необходимые предложения по взысканиям.
- Критики президента вполне достаточно для того, чтобы сделать административные выводы, - заметил премьер.
Судя по всему, эти самые выводы обещают быть серьезными и жесткими. За три с небольшим года Фрадков предпочитал не делать административных выводов по персоналиям. Но, видимо, пришло время, и многие кресла в правительстве могут опустеть раньше, чем кабинет в связи с президентскими выборами отправится в отставку в полном составе.
Теперь есть и причина - запущенная Камчатка. Правда, за последние несколько месяцев правительство вплотную занялось регионами, понимая, что "это ключ в решении всех вопросов, которые сегодня стоят перед экономикой". Подготовлена и Федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, которая, правда, станет лишь частью стратегии развития этого региона. "Судя по всему, и это мы сами должны признать, эта работа идет недостаточными темпами и не очень эффективна, что не дало нам своевременно решить вопросы в дальних регионах, таких, как Камчатка", - критиковал себя и свой кабинет Фрадков. По его словам, "это регион запущенный и находился в последние годы без должного внимания", в общем, просто не все предпринимаемые в последнее время усилия оказываются достаточными.
Так что выводы кабинет, безусловно, сделает, но ответственность с министерства экономического развития и торговли никто не снимает. Ведь Грефу неоднократно напоминали, что именно его ведомство является генеральным штабом правительства. "Это основная работа минэкономразвития: увидеть приоритеты, их расставить, помочь отраслевым министрам и правительству в целом их сформулировать и организовать мониторинг и контроль". В помощь Грефу премьер в очередной раз откомандировал министерство регионального развития. По его словам, экономическое ведомство в такой работе должно использовать все возможности правительства, включая "рядом стоящее, созданное специально министерство регионального развития, которое должно было быть встроено в эту работу".
Полчаса "разбора полетов" совсем выбило правительство из колеи. В результате чего кабинет никак не мог определиться, что лучше сделать - одобрить или утвердить стратегию развития железных дорог до 2030 года. Сошлись на одобрении.
А в течение 2-2,5 месяцев к заседанию правительства, где будет рассмотрена программа социально-экономического развития России до 2020 года, она будет доработана и более внимательно изучена. По словам замглавы минэкономразвития Андрея Белоусова, стратегию "необходимо увязать с другими стратегиями", поскольку те документы, которые утверждались раньше, не имели расходных обязательств. "Впервые мы имеем расходные обязательства", - сказал он, подчеркнув, что, "принимая их, нужно дать формулировку не отказываться от обоснования затрат".
Железнодорожная тема, пожалуй, одна из любимых тем премьера. "Здесь открывать Америку нам не надо", - пояснил Фрадков. Но историю все же напомнил, ведь "акции и облигации Казанской и Санкт-Петербургской железных дорог дали серьезный толчок для развития фондового рынка в России".
- Деньги как бы в прямом смысле должны пойти по рельсам, но эта задача для людей квалифицированных и ответственных, - заметил глава кабинета министров. - Я прошу сделать соответствующие выводы.
Какие выводы сделают железнодорожники, пока неясно, но, судя по всему, они вряд ли сильно будут отличаться от наказа президента и премьера об удешевлении пассажирского сообщения.
- Нам нужно обеспечить дешевые перевозки людей, а это связано с тарифами, не то получится пятый угол, куда мы будем гонять грузы и некому их будет разгружать, - сказал Фрадков.
Его поручение в первую очередь относилось к руководству РЖД и РАО "ЕЭС России". Впрочем, главе РЖД Владимиру Якунину вчера досталось немало заданий. Ему же Фрадков отвел роль локомотива в качестве комплимента. Якунин явно не понимал, радоваться ему или огорчаться. Но премьер уже успокаивал: "Вы сейчас локомотив в прямом смысле: вы забежали вперед, что совершенно правильно. Это соответствует той роли, которую железные дороги играют, будут играть еще лет сто в рамках железнодорожного бума".
Якунин, конечно, готов помочь главному экономисту и по совету премьера развесить карты и проложить рельсы, но не более того. "Когда в минэкономразвития карты размещения производительных сил будут висеть во всех кабинетах и мы будем точно знать, что этот кусок - от Якунина, этот - от Иванова, этот - от Петрова, которые отвечают за отрасль, за регион, тогда мы будем твердо знать, что у нас есть стратегия. И тогда никакой газопровод из Соболевского района не будет висеть в воздухе между "Газпромом", РАО ЕЭС и "Роснефтью", - бросил Фрадков.
"Вписаться" в стратегию поспешили практически все. Министр образования и науки Андрей Фурсенко, правда, попытался "смазать" хорошую картинку, но Фрадков вовремя остановил его. Глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс остался доволен таким подходом кабинета к решению вопроса, а министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заметил, что "железная дорога - это социокультурная потребность общества".