10.09.2007 03:00
Культура

Органный ангел улетел в Америку

Конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева вручил свои награды
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4462)
Читать на сайте RG.RU

В Калиниграде в кирхе Святого семейства, где располагается концертный филармонический зал, прошла церемония награждения новых лауреатов V Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Янтарный органный ангел - главный приз конкурса и премия победителя достались американскому органисту Роберту Хортону.

Ангел из Калиниграда впервые улетел в Америку, и случилось это потому, что Конкурс имени Микаэла Таривердиева начал проводить отборочные туры не только в Москве и Гамбурге, но и в Америке.  В итоге два представителя заокеанской исполнительской школы  впервые попали на российский конкурс, а Американская гильдия органистов и Фонд Джорджа и Сибилл Фуллер поддержали калиниградский проект, организовав северо-американский тур в Уорсере (штат Массачусетс) и выделив своим победителям гранты по 2000$  каждому "на дорогу в Россию". Последнее оказалось решающим, поскольку нынешний победитель Роберт Хортон, скромный  преподаватель Дортского музыкального колледжа  и лауреат многих международных конкурсов заметил: "Я абсолютно счастлив,  но, если бы не финансовая поддержка Фонда, я не смог бы прилететь на  конкурс в Калиниград". 

Теперь в почетном статусе победителя американский органист будет выступать в России: и в проектах Веры Таривердиевой, продюсирующей, по собственному выражению,  "органную семью" - лауреатов и  участников Калиниградского конкурса разных лет, и с сольными концертными программами. В регламент конкурса входят обязательные призы-контракты, и Хортон уже получил приглашения на сольные концерты в Москве  в Храме непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии и  в Омске - в рамках Международного Сибирского оперного фестиваля, посвященного в этом году Микаэлу Таривердиеву. Лауреата также ждут с концертами в крупнейшем органном центре Европы - в Любеке (Германия).

По традиции на церемонию вручения органных премий в изысканном "готическом" зале Калиниградской филармонии  собирается весь городской бомонд. Причем, местный vip-корпус не просто публично позирует, шуршит платьями или разговаривает под музыку по мобильному, но действительно работает на церемонии, присуждая и раздавая  собственные спецпремии. Самую крупную в денежном измерении учредил еще на Первом конкурсе Георгий Боос, нынешний губернатор Калиниградской области, и эти 5000$ под девизом "Надежда Отечества" уже помогли четверым российским органистам в их персональной карьере. Премия "от Бооса" досталась в нынешнем раскладе самой молодой конкурсантке, студентке Нижегородской консерватории Кристине Ротаевой.  А, например, призер премии "Альфа-банка" на IV конкурсе Юлия Юферева стала лауреаткой, разделив второе место с великолепным музыкантом из Германии Йенсом Амендом (Санкт-Петербургская филармония вручила ему контракт на сольное выступление в Большом зале филармонии).

Жюри не присудило третье место, заметив, что уровень нынешних лауреатов настолько высок, что логичнее было сгруппировать их на первой и второй позициях. Председатель жюри, профессор Высшей школы в Мюнхене и главный органист Домского собора во Фрайбурге Клеменс Шнорр заметил: "Я приятно удивлен таким высоким уровнем российского Конкурса. Он оказался гораздо серьезнее, чем можно было предполагать по первому туру в Гамбурге, и меня, скорее,  разочаровали именно те музыканты, которых мы отобрали у себя в Германии. С позиции же председателя жюри наша работа показалась мне на удивление легкой: большой состав обеспечил широкий спектр мнений и максимально возможную объективность решений. Члены жюри, чьи ученики участвовали в конкурсе, в голосовании по их кандидатурам не участвовали".  И хотя ученики членов жюри оказались в главном премиальном списке  - Юферева,  Ротаева, Анна Карпенко (Диплом и премия "За лучшее исполнение произведений Микаэла Таривердиева"), Клеменс Шнорр убежден, что скандальная проблем многих музыкальных конкурсов -  предвзятое судейство,  к соревнованиям органистов отношения не имеет и иметь не может: этому сопротивляется сам инструмент.

"На нашем конкурсе вообще не столь важно, какое место кто-то занял", - говорит Вера Таривердиева. - "Мы существуем по другим законам - по законам музыки, по законам семьи. Для нас важны не цели соревнования, а возможность для музыкантов раскрыть свою индивидуальность. Кому-то  при этом выпадает несчастливая карта или просто что-то не складывается. Но если мы слышим талант, музыкант становится членом нашей "органной семьи". В этом году я вручила свою премию "Вера, надежда, любовь" греческой органистке Елени Кевенсиду, хотя она не прошла в третий тур. Мне было важно поддержать талантливого человека, играющего на органе в стране, подобно России,  не имеющей серьезных органных традиций".

Легенда и лауреат второй премии прошлого конкурса Тарас Багинец (Украина), поразивший тогда всех яркой и виртуозной исполнительской фактурой, внятными интерпретациями сочинений Баха, Листа, Таривердиева, приехал в Калининград  еще раз -  за янтарным ангелом. Но получил только диплом: не потому, что играл хуже, а потому что в его соревновании с самим собой жюри не увидело смысла. Тем не менее, Багинец, титульный органист Свердловской филармонии, считает, что не зря приехал на конкурс: "Я ценю атмосферу конкурса в Калиниграде, и мне нравится его идея "органного братства". Мы действительно по окончании конкурса держим друг друга в поле зрения, сотрудничаем, помогаем, чем можем. И еще один привлекательный аспект конкурса - его программа. Если отталкиваться от главной его задачи  - развитие органного искусства в России, именно такая программа оказывается посильной для российских участников. До сих пор в нашей многомиллионной стране существует лишь около сорока органных залов, при этом почти все они оборудованы инструментами, сделанными в ХХ веке. Главной проблемой для наших участников остается исполнение стильной музыки, требующей знания исторических инструментов. Не все наши студенты могут позволить себе поехать в Европу на мастер-классы и стажировки, и конкурс учитывает это. Кроме того,  благодаря конкурсу в Калиниграде, творчество Микаэла Таривердиева стало частью органной культуры России. Его сочинения интересны для исполнителей: эта музыка, которая ведет человека вглубь, к интуиции, к внутренним помыслам. Исполняя симфонию "Чернобыль", я не раз  видел, как она сильно воздействует образами на самых разных слушателей".

Но,  хотя стержнем Калиниградского конкурса остается имя Микаэла Таривердиева, члены его все более разрастающейся международной "органной семьи" в концертах-парадах привлекают публику музыкой четырех веков - от Куперена и Баха, Мессиана и Десятникова до органных парафразов на темы "Семнадцати мгновений весны" и  рэгтаймов. Может быть, именно поэтому им удается регулярно собирать аншлаги в органных залах России и Европы, а теперь - и Америки.

На сайте публикуется полный текст статьи.

Музыка