Хотя столичные жители и считаются самыми обеспеченными в России, тем не менее стоимость продуктов москвичей так же волнует, как и рязанцев, тамбовцев, питерцев... Поэтому вопрос, что, насколько и когда подорожает, актуален каждый день. Неудивительно, что именно с вопроса о ценах начался вчера "деловой завтрак" в "РГ" с министром правительства Москвы - руководителем департамента продовольственных ресурсов Александром Бабуриным.
Российская газета: Александр Иванович! В связи с неурожаем зерновых в некоторых российских регионах и высокими закупочными ценами летом звучали прогнозы, что к концу года цены на хлеб взлетят на 40 процентов. Как идет закупка зерна для Москвы сейчас? И какого же роста на хлебобулочную продукцию в итоге ожидать москвичам?
Александр Бабурин: Цены на зерно сейчас преодолели пик своего подъема и начали снижаться. В июле оно продавалось по 7 тысяч рублей за тонну, а до этого по 4-5 тысяч. Оснований для нового их скачка сейчас я не вижу, так как, вопреки прежним прогнозам, зерна в этом году будет не меньше, а скорее даже чуть больше, чем в прошлом году. Россия соберет его примерно 76-78 миллионов тонн. Такими объемами все потребности будут удовлетворены.
Летом, когда начинал формироваться договорной процесс на поставку зерна нового урожая, Москва не стала заключать никаких контрактов. Мы дождались спада цен. Покупаем сейчас по 6100-6200 рублей за тонну. Это на текущую реализацию. На 31 декабря запас зерна должен составлять в Москве 340 тысяч тонн.
РГ: Это хорошо, конечно, только хлеб-то в магазинах все равно дорожает...
Бабурин: В любом случае темпы роста цен на хлеб в Москве ниже, чем в Санкт-Петербурге и даже во многих зерновых районах. Они выросли с начала года всего на рубль. А в Питере на 2-3 рубля. С января по август хлебобулочные изделия в столице подорожали на 10,5 процента, в России - на 18,1. То есть разница почти в два раза. В общей же сложности продукты в Москве с начала года подорожали на 5,4 процента, а в России - на 7. В результате так называемая потребительская корзина москвича к августу подешевела на 9,6 процента.
РГ: Куда же еще дорожать-то! И так в Москве самые дорогие продукты! Москвичи согласно данным статистики тратят на них ежемесячно от трети до половины семейного бюджета...
Бабурин: Не согласен. Надо оценивать покупательские способности. А они у москвичей довольно высокие. Простой пример. Покупательская способность населения рассчитывается исходя из того, сколько человек на свою зарплату может приобрести, например, батонов хлеба. Так вот, житель столицы на свою среднюю зарплату хлеба купит значительно больше, чем, скажем, житель Петербурга или Мурманска.
РГ: Возвращаясь к хлебу: ваш прогноз - на сколько процентов до конца года все-таки вырастут цены?
Бабурин: Не могу сказать. Потому что не представляю, как государство распорядится своими запасами зерна. Останется зерно внутри России или его разрешат экспортировать? По этому вопросу сейчас идет серьезная полемика на уровне федерального правительства. Но я заверяю: в любом случае Москва будет обеспечена зерном в том количестве, которое необходимо, чтобы хлеб был доступным москвичам. Более того, постараемся и за пределы инфляции не вылезти. Для этого у правительства Москвы есть механизмы. Например, дожидаются своего часа 400 миллионов рублей, выделенные из бюджета специально на закупку зерна.
Полностью беседу с Александром Бабуриным читайте в одном из ближайших номеров "РГ".