12.09.2007 00:00
Культура

Телеэфир: мюзикл Фрэнсиса Форда Копполы "Радуга Файниана"

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4464)
Читать на сайте RG.RU
12.09.2007

ДОМАШНИЙ 23.30 РАДУГА ФАЙНИАНА ***

Редкий случай увидеть малоизвестного у нас Фрэнсиса Форда Копполу - молодого режиссера, для которого и "Крестный отец", и "Клуб "Коттон", и все его звездные картины еще далеко впереди. А пока он снял свой второй фильм - пасторальный мюзикл об ирландце Файниане, который с дочкой Шарон прибывает в Долину Радуги - южный городок, притулившийся среди табачных плантаций в несуществующем штате Мисситуки. Здесь есть свой городской сумасшедший - мечтатель Вуди, мечтающий вывести особый мятный сорт табака, но есть и свои расисты, представленные сенатором Кинэном Уинном. В роли Файниана - Фред Астер: знаменитый степист здесь впервые нарушил свой имидж и сыграл нечто для себя необычное, доказав, что он еще и актер. Партнершей Астера выступила певица и танцовщица Петула Кларк. Музыка Бартона Лэйна номинировалась на "Оскара". Многие критики считают картину одной из лучших в этом жанре, но она не имела большого успеха у публики - потонула в сиянии вышедшего почти одновременно мюзикла "Звуки музыки". США, 1968.

КУЛЬТУРА 0.05 ЗАПРЕТНЫЕ ИГРЫ ***

Фильм Рене Клемана - одного из крупнейших французских мастеров ("Битва на рельсах"). Пройдя путь Сопротивления, он начал свою режиссерскую карьеру с фильмов о войне - в данном случае война предстает через восприятие детей. Пятилетняя Полетт во время воздушного налета теряет родителей и любимую собаку. Увидев девочку, которая бродит одна с мертвым псом на руках, опеку над ней берет одиннадцатилетний крестьянский парнишка Мишель - он введет ее в свою семью и станет ее старшим другом. Дети растут в мире всеобщей беды и учатся принимать горе и смерть как повседневность: их игрой становится придуманное ими кладбище для зверушек и насекомых. В ролях: Жорж Пижули, Брижитт Фоссей, Лоранс Бади. Франция, 1952.

ТВЦ 0.45 КРАСОТА ПО-АНГЛИЙСКИ **

Настоящее название - "Красотка сцены". В Англии шекспировских времен женщинам было запрещено играть в театре, и это дает режиссеру Ричарду Эйру повод подумать о зыбкости границ между полами. Актер Нед Кинастон так привык к роли Дездемоны, что перепутал сексуальные навыки в собственной жизни. Зато его искусство, говорят нам, достигло совершенства. Приходится верить на слово - исполнитель этой роли Билли Крадап играет кошмарно как в женской, так и в мужской ипостаси. Есть еще костюмерша Мария, которая мечтает о сцене и, едва король разрешает женщинам лицедействовать, разворачивает свой талант. В роли короля - Руперт Эверетт. Ему тоже дана задача воплотить сексуальную переливчатость, и он охотно кладет на щеки румяна, отчего становится похож на чучело и вряд ли может понравиться даже себе самому. От этой половой неопределенности зрителя укачивает, и редкая птица долетит до середины фильма, когда умелая женщина перевоспитает героя обратно в мужчину. Великобритания - США, 2004.

НТВ 1.45 МАНДЕРЛЕЙ ***

Социальная драма, вторая часть "антиамериканской трилогии" Ларса фон Триера, начатой "Догвиллем". Воодушевленный старой минималистской телепостановкой, Триер снова разыгрывает свой сюжет практически без декораций. Поскольку из-за боязни летать он никогда не был в ненавидимой им стране, его Америка больше похожа на суровую Данию, хотя речь идет о плантациях и рабстве. Так что фильм можно считать развернутой метафорой рабства как потребности, присущей человеку по природе. Героиня "Догвилля" Грейс с отцом переезжает в южный штат, где, несмотря на то, что рабство давно отменено, все его законы, нравы и обычаи остались нетленными. Героиня пытается внедрить в сознание тупых американцев идеи свободы, но тщетно. Исполнительница роли Грейс в "Догвилле" Николь Кидман отказалась работать с фон Триером, так что не удивляйтесь, увидев в этой роли менее известную Брайс Даллас Хоуард. Дания - Швеция - Нидерланды - Германия, 2005.

*** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.

Кино и ТВ