12.09.2007 02:30
Экономика

Военные "распотрошат" корабельный могильник в Приморье

Проблема утилизации затонувших кораблей остается нерешенной
Текст:  Виктория Рябова
Российская газета - Приморский край: №0 (4464)
Читать на сайте RG.RU

Программа вывода воинских частей с острова Русского находится в стадии разработки. Об этом стало известно после окончания визита во Владивосток министра обороны Анатолия Сердюкова.

Однако подробности плана демилитаризации острова хранятся в секрете, также не известно, уберут ли за собой военные моряки многочисленный металлический хлам, в том числе останки затонувших кораблей, которыми щедро усыпано дно островных бухт.

Корабельный погост

Общеизвестный факт, что на всем дальневосточном побережье затоплены тысячи кораблей, принадлежащих различным ведомствам и странам. Только в заливе Петра Великого покоятся более 130 судов. Это около миллиона тонн металла, цена на который составляет более тысячи рублей за тонну. Но проблема заключается не только в рациональном использовании железа как вторсырья. Вопрос звучит глобальнее - экологическое влияние затопленных кораблей на окружающую среду. То, что они ухудшают и без того плачевное состояние акваторий, далеко не секрет. Однако если одних волнует проблема экологии, то других точно так же - возможная выгода. При этом все заинтересованы в утилизации бесхозных судов, а потому, сплотившись, представили свои проекты на рассмотрение Законодательного собрания Приморского края. Но ситуация с места до сих пор не сдвинулась.

Три года назад приморская ассоциация, объединяющая операторов вторичного рынка металла, и Дальневосточный филиал Росиийского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов (ДальНИИВХ) разработали план подъема затонувших кораблей. Ученые занялись краевой целевой программой, направленной на охрану окружающей среды - "Отходы". В нее вошел и специальный проект переработчиков вторсырья - "Утилизация затонувшей, непригодной к эксплуатации техники и судов различных ведомств в акваториях Приморского края". Реализация этой программы рассчитана на 10-летний срок - с 2005-го по 2015 годы

За полтора века активного судоходства Японское море поглотило тысячи судов. Корабельные погосты есть повсюду: Камчатка, Сахалин, Хабаровский край и, конечно же, Приморье. Кладбища кораблей имеются не только в заливе Петра Великого, но и вдоль всего восточного побережья края. Немалое количество безхозных судов свалено возле островов Русского и Рейнеке. Их ржавеющие остовы выступают немыми свидетелями человеческой трагедии и безалаберности: ведь бывает и такое, что с ненужными судами хозяева расстаются без особого сожаления, просто спустив их на дно.

Катастрофа наступит

Чего только нет на дне морском: подводные лодки, танкеры, рыболовецкие сейнеры, понтоны, баржи и паромы, пассажирские лайнеры и военные корабли, причем самого разного водоизмещения. Как следствие, это драма для водного мира и окружающей среды. Особенно если это не одно судно, а целый могильник, как, например, в бухте Новик острова Русского, которую местные жители так и называют - "Кладбище кораблей".

Впрочем, за печальными примерами далеко ходить не надо - каждый житель Владивостока знает, где находится бухта Улисс. Место, где почти не бывает ветра и песчаное дно может быть идеальным пляжем. Но нет здесь веселых компаний, а на берегу не играют дети. Уже несколько десятилетий прописавшиеся здесь железные монстры отравляют даже простейшие одноклеточные организмы. По мнению независимых экологов, даже если завтра весь этот хлам уберут, то вода в бухте станет пригодной для купания не раньше, чем через 10 лет.

- При долгом нахождении в морской среде металлические корпуса кораблей подвергаются коррозии, - рассказывает корреспонденту "РГ" доктор географических наук директор ДальНИИВХ Николай Бортин. - Распадаясь на части, они выбрасывают в окружающую среду высокотоксичные соединения тяжелых металлов. Днища танкеров, некогда перевозивших химикаты, начинают разлагаться, а остаточный запас горюче-смазочных материалов неизбежно попадает в воду. При этом одними из опаснейших соединений являются производные нефтепродуктов, мощные канцерогены. Они накапливаются в морских организмах и по пищевой цепи в конечном счете передаются человеку.

Дальневосточные ученые бьют по этому поводу тревогу уже много лет, но, как говорится, воз и ныне там. По их мнению, необходимо прежде всего утилизировать затонувшие корабли. Как говорят сведущие в этом вопросе люди, с таким предложением выходили даже представители деловых кругов некоторых соседних государств. Понятно, непременным условием очистки морских акваторий от подобного хлама было то, что все найденное и поднятое будет принадлежать "уборщикам".

- Россия на это никогда не пойдет,- говорит Николай Бортин. - Затонувший "хлам" - это выгодный бизнес, прежде всего из-за металлолома. Заняться этим хотят, да и вполне могут наши, отечественные предприятия. Но у нас нет соответствующей нормативно-правовой базы. Впрочем, ее нет по всей России.

Море просит помощи

О состоянии акватории, прилегающей к Владивостоку, известно давно. Еще в 1998 году депутаты краевого Законодательного собрания приняли постановление "О признании экосистемы Амурского залива и бухты Золотой Рог катастрофической". Но дальше боя в набат парламентарии не продвинулись.

- Вплотную проблемой подъема и утилизации затонувших судов я занимаюсь уже более пяти лет, - говорит Владимир Плотников, возглавляющий ассоциацию операторов вторичного рынка металла. - За это время мы подняли со дна моря более 30 судов, больших и маленьких, катеров, танкеров и даже несколько подводных лодок. Но мы постоянно сталкиваемся с юридическими нюансами. К чему бы мы ни прикоснулись - то брать нельзя, это является чьей-то собственностью.

Что касается кладбища кораблей на острове Русском, то, как известно, сие захоронение некогда принадлежало Тихоокеанскому флоту. Однако в начале нового века флот избавился от обременительного балласта, продав корабельный погост. И пошло кладбище по рукам. Кто был первым и как сумел уговорить военных, установить непросто, но он, безусловно, "собрал сливки". Работавшие первыми "металлисты" и не думали полностью поднимать суда из воды, а только срезали с них надводную часть, а остальное - что требует при подъеме серьезных затрат - просто бросили. Картина, к слову сказать, не уникальная, подобное можно наблюдать и на многих кладбищах кораблей в ДФО. При этом никто не следит ни за легальностью этого бизнеса, ни за безопасностью проводимых работ.

Серьезный бизнес готов решить эти проблемы, многие даже согласны подобрать и те "объедки", что остались от кораблей на острове Русском, но им мешает отсутствие законодательства в этой области. По мнению наблюдателей, судовладелец, допустивший затопления судна и не предпринявший попытки поднять судно в течение определенного времени, должен лишиться всякого права на это судно, и тогда организация, осуществляющая поиск и разделку этого судна, должна получить право собственности на все поднятые материалы. С подобной инициативой еще несколько лет назад обращались к губернатору края, но вопрос остался нерешенным.

Надежда на форум

В комплексной программе по утилизации бесхозных кораблей сплелись разные интересы. По предварительным подсчетам, комплексная программа утилизации затонувших судов обеспечит не один десяток новых рабочих мест, а также соответствующие поступления в бюджеты всех уровней. Только в федеральный бюджет предположительно уйдет до 30 миллионов рублей и около 15 миллионов - в местный. Другая сторона медали - реализация комплексной программы снимает проблему с министерства обороны и других ведомств по выполнению природоохранных мероприятий. Работы по утилизации судов - это очень сложный и дорогостоящий процесс. Бывает, что подъем судна съедает всю прибыль, но чаще всего такие проекты окупаются. С принятием решения о проведении форума АТЭС в России у экологов и металлистов появилась надежда, что ситуация изменится к лучшему и они приступят к реализации программы утилизации. А море, наконец, дождется того, что люди избавят его от опасного хлама.

Водный транспорт Приморский край Дальний Восток