Об этих планах корреспонденту "РГ" рассказал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко.
По предварительным оценкам, для строительства нового порта и дорог потребуется около 2 миллиардов рублей. По словам Давыденко, уже есть желающие вложить в проект половину этой суммы, но "имя" частного инвестора пока держится в тайне. Кроме того, минтранс собирается побороться за деньги Инвестфонда, из которого намерен получить 50 процентов необходимых средств. Будет ли это впоследствии оформлено в виде концессионного договора, пока тоже неизвестно. Вопрос обсуждается.
Планы по "реанимации" Севморпути стали обретать реальные очертания после того, как в мае президент Владимир Путин дал минтрансу и Росморречфлоту поручение повысить конкурентоспособность российских портов. За последние 17 лет грузо-оборот Севморпути сократился в 5-6 раз. Невостребованными стали практически все северные порты, которые оказались на грани выживания. Да, на их плечах остался северный завоз, но для развития бизнеса этой работы крайне мало. На транспорте, как неоднократно повторял министр Игорь Левитин, "основной принцип экономики - спрос рождает предложение - работает в обратном направлении. Не будет предложения услуг - груз не придет". Впрочем, перевозчик все равно найдет свой путь, что и произошло. Как утверждают в Ямало-Ненецком автономном округе, "грузы пошли мимо портов Салехарда и Лабытнанги".
Недавно в Архангельск, Нарьян-Мар, Печору и Салехард высадился инспекционный "десант" морских и речных властей страны, чтобы изучить обстановку и подготовить почву для начала модернизации северных портов. Ведь в ближайшие годы благодаря обнаруженным на шельфе большим залежам нефти и газа работы на этом направлении прибавится. Только на одном Штокмановском месторождении их запасы оцениваются свыше трех триллионов кубометров. Там же, на Севере, расположены и Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, и месторождения северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца. Разработка этих и других месторождений в скором времени может обернуться значительным увеличением грузопотока, с которым захиревшие за полтора десятилетия отечественные порты просто не справятся. В некоторых портах, например в Нарьян-Маре, до сих пор сохранились деревянные причальные стенки, которые разрушаются на глазах.
В 2006 году знаменитый порт Осетрово на реке Лене уже испытал шок от переизбытка грузов, о возможности которого Росморречфлот предупреждал заранее. "Еще в августе, - пояснил "РГ" Александр Давыденко, - там все плакались, что нет работы, а в октябре грузы пошли в таких объемах, что вместо 800 тысяч пришлось за год перевезти 2,5 миллиона тонн. Для этого подняли весь флот. Даже то, что "лежало", вытащили на стапеля".
Тем временем, уверены специалисты, Северный морской путь в состоянии полностью обеспечить стратегическую безопасность России, поскольку он проходит по нашим водам, ни от кого больше не зависит. Через него груз можно самым коротким и самым безопасным путем перевезти из Тихого океана в Атлантический. "Но сейчас Северный морской путь работает ненормально, - продолжает Давыденко. - Наша задача в ближайшие годы переломить ситуацию. Но не возрождать старую инфраструктуру, а сформировать новый единый инфраструктурный объект".
В него, кроме нового глубоководного порта, автомобильной и железной дорог, войдет расширенный ледокольный флот. Сейчас там работают семь атомных ледоколов. По словам Давыденко, в 2008 году один из них - "Арктика" - должен встать, так как заложенный ресурс в 100 тысяч часов работы он уже давно выработал. Дважды его продлевали - сначала до 150 тысяч, потом до 175 тысяч. Этой зимой они закончатся. К 2020 году планируется построить 14 ледоколов. В том числе - новейших ядерных. Эскизный проект их сейчас разрабатывается. На проектирование Росморречфлоту удалось получить из бюджета 390 миллионов рублей. Кроме того, сейчас строятся два линейных ледокола. Один из них - "Москва" - должен быть закончен в этом году. "Для содержания ледокольного флота, - пояснил Давыденко, - будет создано специализированное предприятие. Первоначально для его организации и на содержание ледоколов направят 3 миллиарда рублей. Эти деньги должны быть выделены из федерального бюджета. В дальнейшем к этим расходам планируем привлечь коммерческие структуры".
Что касается северных морских портов, то их предстоит как минимум отремонтировать, а некоторые - реконструировать. Новый глубоководный терминал под Архангельском сможет переваливать до 30 миллионов тонн удобрений в год с Березниковского и Соликамского месторождений. А также контейнеры и наливные грузы - на первом этапе 15-20 миллионов тонн с дальнейшим выходом на перевалку до 50 миллионов тонн. Сейчас уже строится серия танкеров ледового класса водоизмещением 50-60 тысяч тонн, которые готовы заходить сюда и грузиться. К порту Мурманск также планируется проложить железную дорогу. Правда, свое окончательное слово в этом деле пока еще не сказали железнодорожники.
Но это только часть проблемы. "Беда в том, - уточнил Давыденко, - что в России долгое время развитие разных видов транспорта планировали отдельно друг от друга, не учитывались законы логистики. Из-за этого и получилось так, что порты есть, а грузы идут мимо них. Так и развитие Северного морского пути сейчас невозможно без развития устьевых портов и восстановления судоходности рек. Поэтому предстоит решить еще один важный вопрос - провести дноуглубительные работы, чтобы по рекам могли ходить большегрузные суда. В России насчитывается 102 тысячи километров обслуживаемых внутренних водных путей, около половины из них нуждаются в углублении".
Северный морской путь, первоначально называвшийся Северо-Восточный проход, - главная судоходная магистраль России в Арктике. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяя европейские и дальневосточные порты. Протяженность его от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 км. Севморпуть обслуживает порты Арктики и крупных рек. По нему завозят грузы в районы Крайнего Севера, основные порты - Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.