По данным МАГАТЭ, ежегодно в мире транспортируется около 10 миллионов упаковок с радиоактивными веществами различного вида. Случается, грузы, излучающие радиоактивные вещества, пересекают и границу Союзного государства. Контроль за передвижением очень строгий, и бывало, что "засветившиеся" автомобили просто не впускали в страну. Большинство пропускных пунктов на западной границе Беларуси уже оборудовано специальной аппаратурой. Она чувствительна настолько, что реагирует даже на онкологических больных, прошедших курс лечения с помощью радиоактивного излучения. Все оборудование сделано в Беларуси. О качестве и "профессионализме" чутких приборов свидетельствует тот факт, что их закупают Великобритания, Испания, Италия и США.
К счастью, случаи ядерной контрабанды пока очень редки. Но уроки прошлого показали, что любая угроза, в том числе и ядерная, может легко превратиться из потенциальной в реальную. И чем тщательнее подготовка, тем проще борьба.
Наработанные на теоретических занятиях навыки оттачивались на практических занятиях в Международном автодорожном пункте пропуска "Брест" ("Варшавский мост"). Мимо стоек радиационной установки на белорусскую сторону въехал автомобиль. Лампочки аппарата (он, кстати, появился у брестских пограничников еще в 2003 году) замигали: вот он, нарушитель! Сотрудники таможни припарковали легковушку на специальной стоянке с крупной надписью "заражено", а вызванная по рации группа реагирования приступила к выяснению обстоятельств. С помощью дозиметров и спектрометров в багажнике обнаружен промышленный источник бета-излучения. Такой груз нам не нужен!
При досмотре таможенники или пограничники могут выявить лишь сам факт наличия излучения. Определить его состав можно только в специальных лабораториях. Но на границе это не принципиально, главное не допустить опасной контрабанды.
Адам Бачлер, возглавлявший группу экспертов Международного агентства по атомной энергетике, рассказал, что у его коллег к Бресту особое отношение. Город находится на стыке государств, и заинтересованность в охране границ высока как у Беларуси и России, так и у стран Евросоюза.