Представив в Госдуму кандидатуру нового премьер-министра и так и не встретившись с Виктором Зубковым, Владимир Путин улетел в Чебоксары с теперь уже и. о. первого вице-премьера Дмитрием Медведевым, который должен был ознакомить его с ходом исполнения национальных проектов.
Своеобразный двухлетний юбилей с начала реализации национальных приоритетных проектов президент Владимир Путин отметил инспекцией результатов, которых удалось достичь государству в области здравоохранения и образования под руководством Дмитрия Медведева.
В качестве инспектируемого региона была выбрана Чувашская Республика, где ведется активная работа в образовании и здравоохранении не только на государственном, но и на местном уровне. По приезде в Чебоксары глава государства отправился в деревню Новые Тренькасы, где осмотрел местную школу, которая работает сразу для нескольких населенных пунктов. Надо отметить, что здесь удачно сочетаются практически все аспекты развития отечественного образования, начиная от новой нормативно-подушевой методики оплаты труда учителей до современного оснащения классов.
"Целью этого национального проекта было обратить внимание общества, государства, муниципалитетов на образование, оказать моральную поддержку учителям, подчеркнуть особый статус и значение их деятельности для страны", - заявил Владимир Путин на видеоконференции, в которой приняли участие преподавательские коллективы еще нескольких школ в разных регионах России, включая Чеченскую Республику. Особенно президент акцентировал внимание на новых моделях оплаты труда учителей. Для старта национального проекта Путин считает ее неплохой. "Но для государства это потребует постоянного повышения бюджета учебных заведений, - подчеркнул президент. - Внедрение такой системы позволяет решить одну из главных проблем, когда не объем нагрузки должен определять зарплату учителя".
Большинство общавшихся с Владимиром Путиным преподавателей тоже отмечали это нововведение, называя его вершиной всего национального проекта. Но, с другой стороны, подчеркивали и несколько связанных с ней проблем. Одна из них заключается в разработке прозрачных показателей результатов преподавательской деятельности, чтобы учителя сами понимали, за что их премируют или не премируют, и не возникало зависти в коллективе.
Кстати, ежегодно в рамках национального проекта "Образование" вручаются премии десяти тысячам лучших учителей со всей страны, список которых утверждает Министерство образования РФ. В 2006 году на премии учителям из федерального бюджета был выделен в общей сложности один млрд руб.
Нормативно-подушевое финансирование значительно усилило конкуренцию между школами. Особенно это заметно в сельской местности, где к тому же теперь намного проще добираться до учебного заведения на школьных автобусах, поставляемых в рамках национального проекта. И вместе с тем, подчеркивали преподаватели, эта система может довести отдельную школу до банкротства. То есть в то время как доходы одних учителей будут расти, другие, теряя учеников, станут получать все меньше. Единственный в этом случае вариант для таких преподавателей - переход на работу в более "популярные" школы.
Что касается непосредственной зарплаты, то все без исключения преподаватели не могли не заметить их рост. Например, одна из учителей рассказала Путину, что за год ее оклад вырос с 6 до 8,5 тысячи рублей. И естественно, все без исключения просили главу государства, чтобы национальный проект действовал и дальше. "Проект "Образование" реализуется наиболее быстрыми темпами. В целом за последние два года в образовании произошли довольно серьезные изменения", - сказал Медведев накануне поездки президента России Владимира Путина в Чебоксары. По его мнению, обеспеченность педагогов "должна быть не хуже, чем у других бюджетников".
Сам Владимир Путин обратил внимание не только на зарплату, но и на материально-техническую базу школ. "Я был в республике (Чечня. - Прим. "РГ") в конце 1999 года, - вспомнил он, обращаясь к учителю истории гимназии N 5 в Урус-Мартане, - и встречался с жителями населенного пункта в одной из школ. Я помню материально-техническое оснащение. Детям не на чем было сидеть!" Он спросил у историка, как тот теперь оценивает нынешнее положение школ в Чечне. Преподаватель честно поставил удовлетворительную оценку. Свою позицию он объяснил просто - на этой видеоконференции он увидел конференц-залы в других школах. В их школе подобной "роскоши" нет. Хотя в столице республики Грозном есть и более современные учебные заведения. Это утверждение позволило Владимиру Путину сделать вывод, что все-таки возводимые сейчас школьные объекты удовлетворяют ожидания и этого чеченского историка. "В полной мере", - подтвердил тот догадки Путина.
Владимир Путин смог лично убедиться, как реализуется национальный проект на примере чебоксарской школы. В первую очередь он сходил в компьютерный класс. Как известно, до конца этого года все российские школы, будь то крупная московская или деревенская в самом отдаленном уголке страны, должны быть подключены к широкополосному Интернету. По данным мининформсвязи, к началу нынешнего учебного года ко Всемирной сети было подключено уже 95 процентов общеобразовательных учреждений. По словам куратора нацпроектов Дмитрия Медведева, федеральный центр полностью возьмет на себя оплату Интернета для школ.
Чтобы показать Владимиру Путину, что современными технологиями ученики владеют в совершенстве, ему даже продемонстрировали снимок школы из космоса. Владимир Путин остался доволен увиденным. И не очень доволен тем, на что отвлекались журналисты. Один из них неожиданно спросил у президента, зачем нужно было менять премьер-министра Фрадкова на премьер-министра Зубкова.
- Вы где находитесь? - поинтересовался Путин.
- В школе, - вполне резонно ответил журналист.
- Ну вот и давайте заниматься делом, - отрезал Путин.
После посещения школы Владимир Путин уделил внимание и национальному проекту в области здравоохранения. В частности, он осмотрел республиканский перинатальный центр, а также одно из отделений врача общей практики, которые в Чувашии сотнями открывают отдельно от поликлиник.