14.09.2007 03:00
Власть

Алексей Чадаев - о проблеме разрыва между бедными и богатыми

Текст:  Алексей Чадаев (Член Общественной палаты)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4466)
Читать на сайте RG.RU
Выборная кампания - время споров о доходах богатых и бедных. СМИ пестрят подсчетами. Показания, правда, разнятся. В трех взятых наугад изданиях разрыв в уровне доходов самых богатых и самых бедных россиян оценивался в 15,26 и 33 раза соответственно.

Налицо две тенденции. С одной стороны, активная социальная политика последних лет начала давать свои результаты: процент людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума, ощутимо уменьшился. С другой стороны, разрыв между богатыми и бедными продолжает расти. Общий расклад: хотя от роста экономики выигрывают все, но богатые - больше, чем остальные.

В этом - ответ на вопрос, почему вся наша политика год от года "левеет". Действующие мягкие, "рыночные" механизмы перераспределения благ "не тянут", и в поисках альтернатив люди снова обращаются к идее распределительного (т.е. "социального") государства. В итоге власть оказывается перед сложной задачей: как добиться относительного выравнивания доходов, не "заморозив" динамику роста?

Между тем проблемы, являющиеся прямым следствием долговременного роста, могут оказаться фатальными. Во-первых, рост никогда не бывает равномерным - а значит, создает новые противоречия и обостряет уже существующие. Во-вторых, в нем всегда есть не только победители, но и проигравшие.

Рост меняет мотивации людей. Честный работник, который в кризисные годы исполнял свой долг на низкооплачиваемом рабочем месте, в годы роста уже не сможет относиться к этому столь же бескорыстно и будет требовать свое. Взывать к "правым" ценностям созидания, призывать людей "работать и зарабатывать своим трудом" в такой ситуации крайне непросто. Для этого у нас слишком много публичных миллиардеров и мультимиллионеров, о которых точно известно, что никаким "трудом" до их состояний дорасти невозможно. В этом еще один парадокс: чем больше сверхбогатых, тем более "левой" становится политическая повестка дня; иначе говоря, миллиардер и левый популист всегда идут рука об руку.

Проблема разрыва между бедными и богатыми не столько в объемах контролируемой собственности и суммах доходов, сколько в публичных формах потребления, допустимых общественной моралью. Когда западный мультимиллионер ездит на работу на велосипеде, все понимают: гигантские активы в его собственности - это гарантия того, что ресурс у достойного хозяина. И наоборот, когда у нас молодой здоровый парень, купивший в кредит массовую иномарку, гудками сгоняет с пешеходной "зебры" идущего в булочную пенсионера, начинаешь задаваться вопросом: а достоин ли он своей "манагерской" зарплаты в несколько сотен у.е. и не лучше ли будет отдать ее дедушке?

Регионы Социология