17.09.2007 00:00
Культура

Тонино Гуэрра показал "Фонари Толстого"

Известный киносценарист Тонино Гуэрра показал "Фонари Толстого"
Текст:  Михаил Боде
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4468)
Читать на сайте RG.RU

Музей личных коллекций, отдел ГМИИ им. Пушкина, иногда превращается в гостиницу для друзей и знакомых музея - знаменитостей, порой прикладывающих руки к изобразительному искусству. В этот раз в музее гостит со своими объектами "Лантерны/фонари Толстого" итальянский киносценарист Тонино Гуэрра.

 

Известный своими сценариями к фильмам "Брак по-итальянски", "Затмение", "Красная пустыня", "Амаркорд", "И корабль плывет...", "Ностальгия" и пр. и своим сотрудничеством со знаменитыми режиссерами Де Сика, Антониони, Феллини, Тарковским и др., неоднократный "оскароносец" и обладатель такого количества "пальмовых ветвей", что из них можно было бы построить шалаш, Тонино Гуэрра не чужд и художественного творчества. Как-никак - итальянец, выходец с родины изящных искусств. И потом, как и некоторых других, кто вносит в искусство (в данном случае: в киноискусство) концепцию, замысел, но не прикладывает рук, его периодически тянет к рукомеслу. Скажем, замечательно рисовали карикатуры Эйзенштейн и Феллини, и не всегда обязательно наброски мизансцен, а так, для себя. Фантастические коллажи и ассамбляжи делал Параджанов. А вот Тонино Гуэрра этим пробавлялся с юности. Опять же повторим - итальянец. Для заработка он рисовал "карики" для различных газет и журналов. К художественному же творчеству он вернулся уже в очень зрелом возрасте, став заниматься керамикой, мозаиками и, конечно, живописью и рисунком. За прожитые годы он много чего насмотрелся - и абстрактных значечков Клее, и фантазий Шагала, и "метафизических" пустырей Де Кирико, и даже остролистых натюрмортов кубинского сюрреалиста Вифредо Лама. Что и вмещают картины Гуэрры, выставленные сейчас в Музее личных коллекций.

Но это только окружение, так сказать гарнир для демонстрации его нового проекта "Лантерны/фонари Толстого". Этой идеей киносценариста озарило летом прошлого года после визита в Ясную Поляну, где в местном музее он увидел обычный железнодорожный фонарь, привезенный туда с разъезда Козлова Займище (кстати, этот предмет-прообраз сейчас также выставлен в музее, вероятно, для убедительности). Во взбудораженном сознании тут же возник почти кинокадр: вот никем не понятый старец Толстой уходит из дома странствовать по России, а этот самый фонарь освещает (или же освящает) ему путь. То, что родилось при воплощении идеи и при помощи итальянских кузнецов и витражистов, довольно далеко отошло от скромного прототипа. Около десятка двухметровых то ли объектов, то ли фантастических агрегатов напоминают нечто среднее между недостроенной паровой машиной братьев Черепановых, полевой кухней и знаменитой печкой-"буржуйкой". В пользу "буржуйки" свидетельствуют и искусственно наведенная ржавчина, и переливающиеся огоньками, словно угли, витражи. Названия "лантерн" - "Клоун", "Карлица", "Графиня", "Овальный глаз", "Государь" и т.д. - навевают в памяти что-то из Феллини. Собственно, как и сами гротескные формы этих своего рода кино- или театральных реквизитов.

Разумеется, трудно проследить все витки развернувшейся фантазии Тонино Гуэрры. Но, видимо, его творческая мысль, взявшая старт в Ясной Поляне, как-то незаметно перебежала на привычную ему кинодорожку и финишировала у lanterna magica - "волшебного фонаря", родоначальника всех кинопроекторов.

Музеи и памятники