В пятницу Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества". В заключении на проект закона, подготовленном думским комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму, говорится, что при подготовке документа ко второму чтению целесообразно было бы рассмотреть возможность распространения льгот не только на "малышей", но и на субъекты среднего предпринимательства. Как сообщили обозревателю "Российской бизнес-газеты" в аппарате Госдумы, "у нас не первый день буквально шквал звонков и обращений со всей страны". Так что споры вокруг законопроекта, скорее всего, не закончены.
Далеко не каждый документ способен вызвать на себя и без особого ущерба выдержать огонь такого количества ожесточенных дискуссий и обсуждений. Неудивительно: законопроект дает малым предприятиям долгожданное право выкупать арендуемые помещения на льготных условиях, минуя открытые торги.
Вопрос выкупа - один из самых болезненных для "малышей". Даже краткий пересказ истории предоставления-отмены соответствующих льгот занял бы не одну страницу. Сегодня по закону малые предприятия обязаны выкупать свои помещения на общих основаниях, то есть на открытых торгах и аукционах. Но ни запаса прочности, ни свободного капитала для этого у них, как правило, нет. Единственный критерий на аукционе - цена, и малое предприятие сплошь и рядом не выдерживает конкуренции с крупным собратом, присмотревшим для себя заманчивую площадку.
- У больших компаний давным-давно на учете все привлекательные помещения. Они их активно и планомерно скупают, а потом передают в аренду нам, малым предпринимателям. Только цены уже другие, - говорит директор ОАО Светлана Жилина.
Не так уж редко помещение продается "по-тихому", своим. Самое заинтересованное лицо, арендатор, узнает о том, что остался "бомжом", когда приходит продлевать договор. По отзывам предпринимателей, не так редко имеет место и чиновничье вымогательство перед аукционами. Не дашь отступных - взлетит цена.
Между тем многие бизнесмены арендуют помещения по 10-15 лет, вложили немалые деньги в ремонт, рекламу, благоустройство территории, "приучили" потребителя. Если офис или магазин уйдет с молотка, вернуть эти средства практически невозможно.
Не будем забывать и о том, что через год с небольшим для российского малого бизнеса наступает "час Х". Федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает: до 1 января 2009 года нежилые помещения, предназначенные для предпринимательской деятельности (именно их муниципалитеты и сдают сегодня в аренду), должны быть приватизированы. Приватизация пройдет посредством тех же аукционов и конкурсов.
Теперь, похоже, кризис откладывается. Новый закон предоставляет льготы компаниям, которые арендуют помещение размером менее 300 квадратных метров в течение трех и более лет.
Более того, добросовестный арендатор сможет взять рассрочку на три года, начисление процентов будет производиться исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования ЦБ. Кстати, при желании помещение можно выкупить сразу. Срок реализации преимущественного права выкупа - до 1 января 2009 года.
Оппоненты (против законопроекта в его нынешнем виде долгое время возражало минэкономразвития) уверены: предоставление льгот - своего рода "коррупционная мина" замедленного действия. Это приведет либо к "хулиганской скупке помещений малыми предприятиями в интересах больших", либо к бесконечным перепродажам полученной на льготных условиях площади.
Однако, по словам первого заместителя исполнительного директора ОПОРЫ России Виктора Климова, "все это легко предусмотреть. Возможны какие-то механизмы, условия, например, по поводу того, что помещение после выкупа нельзя будет перепродать, перепрофилировать".
Эксперты в целом оценивают законопроект положительно. "Не стоит забывать о социальном аспекте проблемы. Магазины шаговой доступности или парикмахерские - бизнес не очень рентабельный, и в открытом конкурсе он, естественно, не выдержал бы конкуренции. Помощь пришла своевременно, иначе в центре населенных пунктов, в наиболее привлекательных местах просто не осталось бы тех же парикмахерских", - уверены в Союзе потребителей России.
Впрочем, как считает вице-президент ОПОРЫ Владислав Корочкин, "не факт, что законопроект сможет реально защитить интересы "малышей". К примеру, не совсем ясно, кто будет определять рыночную стоимость объекта и подтверждать "добросовестность" предпринимателя.
- В законопроекте не определены органы, уполномоченные проводить оценку выкупаемого имущества, - соглашается юрист Галина Василенко, - это неизбежно приведет к возникновению спорных ситуаций. Если не уточнить все досконально, создается питательная почва для коррупции. Предприниматель близок к администрации - цена минимальная, далек - заплатит за все по полной программе.
- Понятие "добросовестности" слишком расплывчатое, - продолжает юрист. - Я вижу лишь три критерия недобросовестности: если предприниматель не платит за помещение, если оно используется не по назначению, оговоренному в договоре, если оно подвергается изменениям, не согласованным с необходимыми инстанциями. Но чиновник за двухдневную задержку платежа может приклеить кому угодно ярлык недобросовестности.
Сами бизнесмены считают норму в 300 квадратных метров "надуманной". "Это не малый, это какой-то гипермалый бизнес, - возмущается владелец магазина Дмитрий. - Большинство помещений было построено в советское время с полным учетом санитарных и строительных норм, все подсобки, кладовые, подвалы у меня есть. За этот счет общая площадь составляет 451 метр, но для торговли используется всего ничего. Ограничение по размеру отсекает от законопроекта 80 процентов потенциальных льготников".