18.09.2007 00:00
Происшествия

В Шумихе повесился школьник, не переживший унижений со стороны одноклассника

Не пережив унижений со стороны одноклассника, подросток повесился
Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область)
Российская газета - Южный Урал: №0 (4469)
Читать на сайте RG.RU
Шумихинский районный суд поставил точку в деле о доведении до самоубийства Миши Негмедьянова из девятой школы города Шумихи. Вина его обидчика - 16-летнего Тимура Халиуллина - полностью доказана.

Потерянный миллион

Поскольку Халиуллин еще не достиг возраста уголовной ответственности, преследование в отношении него было прекращено, дело передано в районную комиссию по делам несовершеннолетних. По ходатайству комиссии суд вынес решение направить Халиуллина на один год в специальное учреждение закрытого типа.

История с доведением до самоубийства Миши Негмедьянова, наверное, не получила бы такой большой огласки, если бы не прокуратура, которая держит на особом контроле детский и подростковый суицид. И тому есть причины. В 2005 году в Курганской области зарегистрировано 20 самоубийств детей, в 2006 м - 19, а за шесть месяцев 2007 года - 12. В Шумихинском районе за два года добровольно ушли из жизни восемь детей.

Миша Негмедьянов учился в школе 9 Шумихи. Школа реально претендовала в этом году на президентский миллион и даже была внесена в списки победителей федерального конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Но тут в дело вмешалась прокуратура Курганской области и потребовала от заместителя губернатора исключить школу из числа победителей.

- Мы не могли допустить, чтобы школа, в которой унижали ребенка, была признана лучшей в области, - сказал корреспонденту "РГ" старший помощник прокурора Курганской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Антон Яковлев.

Прокуратура добилась своего. По приказу министерства образования РФ девятую школу исключили из списков победителей. О том, как это происходило, "РГ" писала дважды: 25 мая ("Грант условно") и 6 июня ("Грант ушел в Ольховку").

Признаться, когда писала о том, что девятую школу лишили миллиона, искренне посочувствовала педагогическому коллективу и почти согласилась с мнением, что "мальчика уже не вернешь, а деньги школе ой как нужны!".

"В школе нет ни одной пары лыж", - говорила тогда директор Надежда Родионова и недоумевала, за что их лишили премии. Ведь трагедия случилась не в их школе, а в той, куда Миша перешел восемь месяцев назад. Педсовет школы выразил несогласие с представлением надзорного ведомства, уведомив его об этом письмом.

Теперь, зная подробности унижения мальчика, думаю, что девятая школа не может называться даже культурно образовательным центром, статусом которого так гордится.

Школьная дедовщина

Тимур Халиуллин раньше тоже учился в девятой школе в одном классе с Мишей Негмедьяновым. За угон автомобиля попал под суд. Доучивался малолетний преступник в вечерней школе, но в родную девятую частенько захаживал - "разжиться деньжонками". В школе побаивались рэкетира и не препятствовали его назойливым визитам.

Из бывшего одноклассника Негмедьянова Халиуллин, похоже, решил сделать постоянного "спонсора", требуя от него денег все больше и больше. Чтобы отвязаться от вымогателя, Миша просил деньги у бабушки. Обманывал ее и говорил, что учителя требуют денег то на ремонт класса, то на ремонт школы. Причем суммы с каждым разом возрастали. "Как же так? - сокрушалась Анна Степановна. - Ты же говорил, что на школьном собрании решили собрать по 200 рублей на ремонт школы, а теперь уже просишь тысячу".

Однажды Миша не смог добыть требуемую сумму, и Халиуллин решил его проучить. Сначала избил на виду у всех, потом подвел парня к школьному туалету и заставил ползать возле него в грязи. Почувствовав всеобщий интерес и внимание, "герой" вошел в раж и положил нечистоты на голову жертве. Дома о случившемся оскорбленный подросток не рассказал.

Миша Негмедьянов не был идеальным ребенком, но школу посещал исправно и, как казалось бабушке, до 13 лет ходил туда с удовольствием. В восьмом классе Анна Степановна стала замечать, что внук потерял интерес к учебе. Учителя жаловались, что пропускает уроки. Восьмой класс он закончил кое как, а в первой четверти девятого класса по нескольким предметам у него выходили двойки. Школьный психолог, побеседовав с подростком, предложила ему сменить школу. Миша с радостью согласился.

Первые дни парень ходил в новую школу с настроением. Потом взялся за старое, стал снова пропускать занятия. 9 февраля Миша Негмедьянов не пришел домой. Взволнованная бабушка подняла на ноги всех родственников, милицию. Парня искали семь дней. Нашли в заброшенном сарае с петлей на шее.

Никто не знал, что Миша вел личный дневник. Его обнаружил следователь прокуратуры, когда осматривал дом, где жил погибший ребенок. Дневник был самым близким и надежным другом Миши Негмедьянова. Ни бабушке, ни школьному психологу он не доверял свои тайные переживания так, как доверял бумаге. "Пришел. Снова избили", - рассказывал он "другу". Некоторые записи свидетельствуют о том, что парню нравилось в новой школе. Он так и писал: "Мне нравится здесь". Появились друзья, увлечения. Миша боялся только одного - что в новой школе узнают подробности его унижения. Ненавидел себя за малодушие. "Я - никто! - бичевал себя подросток. - Даже не смог дать сдачи. Не дай бог об этом кто нибудь узнает!"

Одна из последних фраз в дневнике: "Все, меня и здесь нашли!" После этого Михаил перестал ходить в школу, а спустя некоторое время пропал.

По требованию прокурора руководители школы 9 и педагоги, не предотвратившие трагедию, привлечены к дисциплинарной ответственности. Директору школы, ее заместителю по учебно-воспитательной работе, классному руководителю и педагогу-психологу сектора опеки районного отдела образования объявлены выговоры.

Прокурор Шумихинского района Михаил Кононенко рассказал, что в этой школе и раньше были случаи беспричинного унижения человеческого достоинства. Один из бывших учеников школы поведал, как товарищи могли запросто плюнуть в спину, плюнуть в компот и даже сходить по малой нужде в портфель. Трудно поверить в то, что учителя не заметили хотя бы одного такого случая, считают в прокуратуре. А про то, как Халиуллин издевался над сверстником, знала вся девятая - тут уж постарались очевидцы. Они в тот же день в деталях и красках рассказали о произошедшем. Никому из них и в голову не пришло остановить.

Сейчас прокуратура Шумихинского района закончила расследование еще одного уголовного дела в отношении Халиуллина, по статье 163 УК РФ - вымогательство. Вчера районный суд приступил к его рассмотрению.

Криминал Суд Курганская область Урал и Западная Сибирь