В пятницу Государственная Дума, утвердив нового премьер-министра, отдала должное проблемам питания и приняла в первом чтении поправки к закону о рыболовстве.
Однако глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Геннадий Горбунов считает, что этот законопроект не исправит положения в рыбной отрасли, не учитывает мнения регионов и не дает ответов на многие вопросы, прозвучавшие недавно на заседании президиума Госсовета в Астрахани.
После того астраханского "рыбного дня" число законопроектов, поправляющих закон о рыболовстве, достигло четырех. Принятый в первом чтении Государственной Думой подготовлен группой политиков задолго до заседания президиума Госсовета. Поэтому некоторые из его авторов, и в том числе сенатор Геннадий Горбунов, отозвали свои подписи. Он считает, что лучше позже принять хороший закон, чем раньше - плохой. И предлагает рассмотреть свой вариант. У рыбопромышленников готов собственный законопроект. У минсельхоза - свой.
Председатель координационного совета работников рыбного хозяйства Вячеслав Зиланов направил руководителям правительства и парламента письмо, в котором говорится, что принятый в первом чтении законопроект "ухудшит положение дел в рыбной отрасли, в нем не учтены не только предложения ассоциации рыбопромышленников и экспортеров рыбы, но и предложения, вытекающие из решений заседания президиума Госсовета".
Ситуация осложняется тем, что к моменту обсуждения проекта поправок в закон о рыболовстве в Думе из Кремля в структуры исполнительной и законодательной власти еще не поступил официальный текст поручений президента по итогам президиума Госсовета. Поэтому невозможно пока сказать, соответствует ли тот или иной законопроект позиции главы государства. И если не соответствует, то в какой мере.
Представитель правительства в Думе Андрей Логинов поддержал предложение о создании рабочей группы, которая займется доработкой законопроекта. В нее войдут представители законодательной и исполнительной власти. Сенатор Горбунов не исключает, что законопроект в результате работы этой комиссии будет возвращен для принятия в первом чтении. Он считает "концептуально неприемлемыми" некоторые положения законопроекта.
Этот документ, например, возвращает рыбаков к продаже квот на аукционах. Геннадий Горбунов утверждает, что такая практика в 2000-2003 годах показала: квоты скупают в первую очередь лица, связанные с иностранным капиталом, а такое развитие событий противоречит Посланию президента Федеральному Собранию.
Законопроект, по мнению сенатора, не дает возможности оперативно управлять ловом лососей, сократить число квотируемых объектов промысла и заблокирует внесенный в Думу проект закона "Об аквакультуре". Между тем все эти темы активно обсуждались на президиуме Госсовета.
Рыбное законодательство вообще очень бедное, и, очевидно, для того, чтобы навести относительный порядок в рыбной отрасли, потребуется слаженно изменить не один закон, а несколько.
Вот только два примера, которые показывают, как сквозь "дыры" в законодательстве утекает икра. Начнем, пожалуй, с черной - царицы стола.
Сейчас уже действует решение об уничтожении конфискованной осетровой продукции. Раньше ее продавали, и это оставляло браконьерам, по сути, возможность легализовать свой товар и получить в итоге прибыль, ни о чем не беспокоясь на стадии продажи.
Теперь у них такой возможности нет. Однако промысел их по-прежнему существует. По словам сенатора, крайне сложно отнять орудия лова, лодки и прочее оборудование для незаконного промысла. Браконьеры пользуются чужими плавсредствами, а по действующему законодательству можно конфисковать что-либо только у владельца. Поэтому поимка губителя осетров в дельте Волги часто заканчивается ничем.
Тем временем рыбы становится все меньше. В начале прошлого века за год рыбаки в России ловили около 30 тысяч тонн осетра. Здоровенные белуги заходили на нерест из Каспия даже в окрестности Твери. Сейчас легально вылавливается всего 300 тонн осетровых. Это означает, что даже теоретически можно добывать не больше 30 тонн икры. А если учесть, что по законам природы далеко не вся выловленная рыба несет в себе икру, получается и того меньше - 10-15 тонн.
Для сравнения: мировой спрос на икру устоялся на уровне 350 тонн в год. Ясно, что легальные российские рыбаки - далеко не главные поставщики деликатеса на него. И, если так пойдет и дальше, китайцы, французы, итальянцы, американцы займут нашу экспортную нишу.
Чтобы как-то изменить ситуацию, и.о. министра сельского хозяйства Алексей Гордеев еще пару лет назад предлагал установить госмонополию на икру. Тогда решение не приняли. Оно вроде бы противоречит антимонопольному законодательству. На заседании президиума Госсовета обсуждали необходимость прекратить торговлю икрой исчезающих осетров на рынках и в столичных подземных переходах. Но для того, чтобы действительно прекратить, нужно внести изменение в законодательство.
Еще один икорный пример - с другого конца страны. Там из-за пробелов в законодательстве по следу осетров в страну мертвых пускают минтая - едва ли не самую распространенную рыбу - пока. Некоторые рыбаки, получив квоту на вылов этой рыбы, выходят в море и черпают ее столько, сколько получится - чем больше, тем лучше. Часть добычи оставляют на борту, а часть, выпотрошив и забрав икру, выбрасывают в море. Икра стоит почти в пять раз дороже, чем рыба, поэтому ее возить по морю выгоднее.
Рыбы на борту у таких добытчиков всегда бывает строго по квоте. А еще - много икры, очень много. Все понимают, что не может икра минтая составлять 30 процентов массы его тела. Ученые говорят - процента 4, не больше. Но сделать ничего не могут.
Браконьерам мало что угрожает - как выбрасывали, так и будут выбрасывать рыбу за борт. По крайней мере до тех пор, пока не будет принята законодательная норма, увязывающая биологию минтая и экономику промысла.
Изменения в рыбном законодательстве срочно нужны не только потому, что рыбы становится все меньше. Есть и другая причина. В 2008 году истекает срок действия договоров, по которым рыбопромышленным компаниям в свое время было предоставлено право добывать рыбу в течение пяти лет. Продлять их или заключать новые гораздо практичнее после изменения законодательства, а не до того. Создание рабочей группы позволит доработать законопроект с учетом поручений президента. И уже этой осенью поправить законодательство так, чтобы от этого выиграли и рыбаки, и едоки, и государство. И даже сами рыбы.