18.09.2007 03:00
Культура

В Варшаве состоялась премьера фильма "Катынь" Анжея Вайды

Текст:  Ариадна Рокоссовская Анатолий Шаповалов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4469)
Читать на сайте RG.RU

Вчера поздно вечером в Варшаве состоялась премьера фильма "Катынь", снятого всемирно известным режиссером Анджеем Вайдой. Картина сильная, порой вызывающая шок, в том числе и художественный.

 

В польских кинотеатрах ее начнут демонстрировать с 21 сентября. Фильм "Катынь" - знаковое, причем не только для Польши, событие.

"Решение о том, должен ли я снимать такую картину, было самым трудным в моей жизни, - вспоминал Вайда. - Лента даже за счет своего названия берет на себя ярмо исторического свидетельства. Но для меня остается ясным: в одном фильме невозможно рассказать о всех исторических и политических аспектах правды о Катыни. Сжато скажу: я представил на экране кого-то, кто идет по следам преступления и сам становится его жертвой".

Во время съемок Вайда неоднократно напоминал: расстрел польских офицеров тщательно скрывался. Первые документы о Катыни были привезены в Краков польским Красным Крестом в 1944 году. В 1947 году польские власти и управление госбезопасности эти документы изъяли. Люди, пытавшиеся расследовать эту трагедию - и русские, и поляки, - исчезали. "Про каждый шаг поиска правды я и хотел рассказать, - пояснял Вайда. - Мрачные события нужно осмыслить и прочувствовать, чтобы не было спекуляций, чтобы маятник времени не качнулся назад".

В интервью польской газете "Выборча" накануне премьеры режиссер сказал, что в панораме польских судеб, которую он создавал в течение 50 лет, не хватает этой катынской темы. Материалы для фильма Анджей Вайда собирал по крупицам. Из этих крупиц сложились истории нескольких польских офицеров и их близких. Истории, по которым можно судить о трагедии польских семей, о личной трагедии каждой жены, матери, детей, сестер. Среди этих судеб и личная трагедия Анджея Вайды. Его отец погиб в Катыни, закончилась и жизнь матери - она жила прошлым и до самой смерти в 1950-м году ждала возвращения мужа. И хотя конкретно этой истории нет в фильме, один из героев - молодой партизан, в котором зрители могут уловить сходство с самим режиссером.

На вопрос, для чего Анджей Вайда снимает фильм о Катыни, режиссер отвечал уже много раз. А вот ответ на вопрос, для чего полякам этот фильм, покажет, насколько мудрыми оказались потомки погибших. Этот фильм можно поднять на знамена разных политических партий в преддверие парламентских выборов в Польше, на нем можно спекулировать. А надо - помолчать в конце картины. Вспомнить погибших, и в тишине отдать им дань памяти. И именно это предусмотрено режиссером. После финальной сцены расстрела вместо титров перед зрителями черный экран, тишина... И только потом - титры, возвращающие поляков в сегодняшнюю реальность.

Кино и ТВ