По результатам опроса, проведенного среди педагогов этим летом, 71 процент учителей истории любили в школе этот предмет.
Сколько современных учеников солидарно с ними? История и обществоведение сегодня весьма проблемные предметы. Об этом шла речь на встрече президента с учителями истории в конце июня, задавшей начало большой дискуссии об учебниках истории и обществоведения. Вчера ее продолжили в президиуме Российской академии наук.
- Не должно быть такой ситуации, когда в школе учат одному, а в институтах и университетах - другому, - сказал академик РАН, ректор МГУ Виктор Садовничий.
Он настаивал на необходимости восстановления связи между школой и вузами, на широком обсуждении школьных учебников. По его мнению, для этого могут быть созданы комиссии, которым будут верить.
Виктор Садовничий настаивал также на создании центров переподготовки специалистов:
- Раньше у нас в университете был такой центр. Через него проходило около 10 000 учителей в год. Сейчас число уменьшилось до 100.
Академик РАН, декан политологического факультета ГУГН Абдусалам Гусейнов, также считает необходимым соединить две ступени образования:
- Сейчас ученики в школе получают укороченные и уменьшенные знания, в надежде, что в будущем в большем объеме получат их в высшей школе. Это неправильно.
Абдусалам Гусейнов уверен, что преподавание истории нужно увязывать с проблемами, которые волнуют молодых людей. Не менее важной целью, по его мнению, является преодоление регионализации преподавания гуманитарных наук.
Профессор, зав. кафедрой истории МПГУ Александр Данилов настаивал на выборе одного учебника, который был бы стабильным и не менялся каждый год.
Ученый секретарь Отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров представил результаты опроса, проводившегося на июньской конференции учителей. Результаты показали, что основными критериями при восприятии ими учебника являются - доступность материала, его правдивость, полнота и интерес.
Подводя итоги совещания, помощник президента РФ, секретарь Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию Джахан Поллыева сказала о необходимости изменений преподавания не только истории, но и других гуманитарных наук: обществознания, социологии, экономики, философии.
По ее мнению, исторический материал должен быть интересным - тогда учителя будут искать новую информацию, а ученики - с большим увлечением учить историю.