Земельный вопрос - один из самых злободневных. Когда же речь заходит об изъятии земель в пользу города, разгораются поистине шекспировские страсти.
Чиновникам из столичного департамента имущества постоянно приходится решать сложные задачи и искать компромиссы. Но порой и им приходится нелегко. В чем откровенно признался в ходе "Делового завтрака" заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Николаевич Силкин, который вчера был гостем "РГ".
Владимир Силкин: Один из последних примеров, когда пришлось долго искать компромиссы, это при строительстве съезда от Ленинградского проспекта к Ледовому дворцу на Ходынском поле. И намучились же мы, когда изымали необходимые для этого земельные участки.
Российская газета: Там строение минобороны находилось?
Силкин: Да, пришлось отстаивать интересы города перед Росимуществом. Сейчас решаем вопросы по расширению Ленинградского проспекта. Кто постоянно ездит по Ленинградке, ждет этого расширения уже давно, и с большим нетерпением. Ведь это одна из самых загруженных магистралей города. Но постоянно возникают сложности. Стоит, например, на тротуаре ларек, и с его владельцем нам нужно договориться о том, куда и на каких условиях перенести торговую точку, так как владелец сумел в свое время оформить свою палатку в частную собственность. Впрочем, в любой стране мира существуют такие проблемы, когда власти не могут изъять у гражданина собственность, даже руководствуясь интересами государства. В Гонконге, помню, я видел картину, когда кругом небоскребы, а посреди стоит лачуга. Очень удивился. А мне отвечают: не можем, мол, договориться с собственником.
РГ: А чему вас научил опыт Южного Бутова?
Силкин: Уже давно стоит четко прописать, что такое государственные нужды и порядок изъятия земель для них. А у нас в Земельном кодексе обо всем этом довольно туманно говорится. Например, для строительства дорог, прокладки коммуникаций можно. Это государственная нужда. А когда строим муниципальное жилье, то тогда что? Считаю, что это тоже дело государственной важности. Если говорить о Бутове, то компенсация, которая предлагалась той же Прокофьевой, была абсолютно рыночной. Другое дело, что этот конфликт использовали для чисто популистских целей. В итоге Прокофьева получила то, что ей изначально предлагало правительство Москвы.
Сейчас город начал строительство 4-го транспортного кольца. На его пути 5 тысяч гаражей. Со всеми владельцами надо договариваться. Но далеко не все имеют в собственности участки, на которых стоят гаражи.
РГ: И что, не все получат компенсацию?
Силкин:Неправильно вставать в позицию: а вот у тебя тут права не оформлены, поэтому снесем бульдозером твой гараж и ничего тебе не заплатим. Таким способом никогда проблему не решишь. Не вина человека, что когда-то кем-то не оформлено право собственности. Он собственными руками построил гараж, сварил его, таскал эти железяки, покупал. И у него есть моральное право защищать свою собственность, даже если она не оформлена юридически. Значит, в любом случае мы должны ему компенсацию выплатить. Либо город должен предоставить другой земельный участок, чтобы человек смог перенести туда свой гараж, каким бы он ни был, пусть это даже ракушка. Мы должны сделать так, чтобы и дорогу построить, и чтобы все москвичи взамен старых получили новые гаражи.
Полный отчет о "Деловом завтраке" с Владимиром Силкиным будет опубликован в одном из ближайших номеров.