Ханты-Мансийскому автономному округу четыре года назад вернули в название историческое слово "Югра". В переводе с мансийского - земля людей, местный аналог библейского "земля обетованная". А несколько десятилетий назад к соболино-горностаевому бренду региона добавилась слава одной из главных природных кладовых страны. В автономном округе добывают рассыпное золото и жильный кварц. Здесь обнаружены большие запасы железных руд и меди, цинка и свинца, редкоземельных металлов ниобия и тантала. Но основное богатство западной Сибири - нефть. По ее добыче Ханты-Мансийск занимает первое место в России - 57 процентов от совокупной разработки. По оценке западных экспертов, запасы углеводородов в регионе можно разрабатывать еще как минимум 35 лет.
Если в начале прошлого века иностранцев бросало в дрожь от одного упоминания о Сибири, где "закон - тайга, хозяин - медведь", то сегодня за выгодные нефтяные контракты они готовы выкладывать огромные деньги. В прошлом году инвестиции в регион составили 350 миллиардов рублей. Масштаб перспективных вложений эксперты оценивают 10 миллиардами долларов. На местном нефтяном рынке прочно основались американские, немецкие, венгерские фирмы, представители других стран.
Но главными разработчиками западносибирских нефтяных кладовых остаются российские компании. Как вчера заметил Сергей Иванов, в регионе сформировалась команда высокопрофессиональных управленцев. Им-то и предстоит в ближайшие годы строить качественно новый топливно-энергетический комплекс страны финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся.
Какую роль в этом процессе отводят российской оборонке и почему развитием западно-сибирского ТЭК занялась Военно-промышленная комиссия? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к местной специфике. Она такова, что объем добычи нефти в Ханты-Мансийске сегодня и близко не сопоставим с масштабами ее переработки. В отраслевой структуре промышленности последняя занимает всего 0,1 процента. Иными словами, речь идет о превращении чисто сырьевого региона в место, где предусмотрен полный цикл высокотехнологичной добычи и переработки углеводородов.
С другой стороны, сибирский ТЭК нуждается в серьезном обновлении и модернизации. Ведь половина его основных фондов полностью изношены. По мнению Сергея Иванова, решить все эти проблемы поможет экономический союз ТЭК с оборонно-промышленным комплексом. Речь идет о совмещении финансовых возможностей нефтяных компаний с богатейшим научно-производственным потенциалом ОПК и необходимости крупных вложений в его диверсификацию. Интерес тут обоюдный, поскольку включение оборонки в модернизацию ТЭК укрепит технологическую независимость страны и увеличит инвестиционный и мобилизационный ресурс самой оборонки.
- Нам предстоит решить по настоящему государственную задачу - совместить потребности и возможности этих двух "столпов" российской экономики, - подчеркнул Иванов.
Кроме прочего, союз ТЭК с оборонкой поможет ликвидировать разрыв технологической цепочки от разработки нового оборудования для нефтяников, энергетиков и газовиков до его промышленного производства.
Сергей Иванов предложил разработать комплексную целевую программу взаимодействия двух структур и своего рода инструментарий для ее реализации. Речь идет о проведении единой технической политики, поиске современных способов глубокой переработки сырья, авиакосмическом мониторинге нефтяных месторождений, транспортных сетей и коммуникаций. Сергей Иванов также дал понять, что все эти задачи будут решаться посредствам государственно-частного партнерства. Что касается научного обеспечения программы, то им способны заняться в Государственном научно-аналитическом центре рационального недропользования имени В.И. Шпильмана и Югорского института информационных технологий, который вчера посетил Сергей Иванов.