21.09.2007 01:00
Культура

На Венецианской биеннале грузинский павильон пользовался большим успехом

На венецианской биеннале грузинский павильон пользовался большим успехом
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4473)
Читать на сайте RG.RU

Две фигуры в человеческий рост: он и она. Обе почти прозрачны, сквозь них, как сквозь жалюзи, легко проникает миражный свет. Обе кружатся, как в вальсе, сближаясь, словно для поцелуя, и вновь расходясь на целомудренное расстояние.

А вот еще двое. Выгнулись, словно в гимнастическом цирковом номере. Он и она как единое целое- живое пульсирующее кольцо, подвижное и чуть светящееся изнутри.

Эти "динамические скульптуры" в грузинском павильоне на 52-й Венецианской биеннале и на юбилейной выставке Open на острове Лидо неизменно собирают восхищенных зрителей. Их точнее было бы назвать "живые скульптуры", но их автор Тамара Квеситадзе предпочитает точные технологические термины.

По профессии Квеситадзе - архитектор, окончила тбилисский Технологический университет. Но пожила немного в Италии, прониклась ее карнавальным духом и стала делать кукол. Они были необычными: предрасположенными к самостоятельному движению. "Что меня очаровывает - это движение, - говорит их автор. - Механические свойства моих работ связаны с концепцией изменения, трансформации и круговоротом жизни".

Тамара Квеситадзе - уроженка Тбилиси, и, говорят, там до сих пор проходят ее экспозиции. Но живет она уже давно в США, вместе с коллегами Паатой Саная и Зурой Гугулашвили открыла "Тамара-студию", где и перешла от лепки своих любимых экзотических кукол к механическим скульптурам, открыв особую поэзию во взаимодействии живого и механического. В их взаимопроникновении.

Ее венецианская экспозиция названа Re-Turn, т.е. тот самый круговорот, нескончаемое вечное движение. Фигуры при всем их кажущемся схематизме и бесплотности изумительно чувственны: они словно созданы, чтобы выражать нежность, излучать дефицитное человеческое тепло. На этой биеннале, в целом весьма склонной к искусству умозрительному и внутренне холодному, они, пластиково-металлические, - словно прощальный привет от классики, от теплого мрамора, от форм, совершенных до душевной боли. И еще - от гордого грузинского танца, где фигуры словно плывут, зависая в невесомости.

Актуальное искусство