21.09.2007 15:00
Власть

Главный военный прокурор призвал общественность на помощь армии

Главный военный прокурор призвал общественность на помощь армии
Текст:  Борис Ямшанов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4473)
Читать на сайте RG.RU

Вчера заместитель Генпрокурора - главный военный прокурор Сергей Фридинский заявил, что общими усилиями командования, правоохранителей и правозащитников удалось не только остановить, но и переломить ситуацию с проявлениями беззакония в армии.

Такое заявление можно считать почти сенсационным - ведь чаще мы привыкли слышать лишь шокирующие сообщения о том, как случаются ЧП и гибнут люди.

Главной темой большой встречи военных прокуроров и судей с ведущими правозащитниками, родительскими комитетами и организациями солдатских матерей стала общая стратегия борьбы с дедовщиной. По словам Главного военного прокурора, число правонарушений в войсках, по итогам 2006 года, уменьшилось и продолжает сокращаться в нынешнем году. Меньше стало тяжких и особо тяжких преступлений, уменьшается и траурная статистика гибели военнослужащих. Более чем на треть сократилось количество неуставных проявлений.

Однако главный военный прокурор подчеркнул, что говорить об окончательном решении армейских проблем еще рано. Травматизм и гибель военнослужащих, в том числе от рукоприкладства, привлечение их к работам, не связанным с несением службы, - по-прежнему головная боль военных прокуроров. В качестве примера Фридинский привел недавний громкий случай избиения 20 военнослужащих полка морской пехоты, а также случай на Байконуре, где один из военнослужащих погиб от побоев. Сергей Фридинский считает, что нужно усилить гражданский контроль со стороны общественных организаций практически во всех сферах армейской жизни, начиная от призыва на военную службу и до обеспечения прав и социальных гарантий военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров.

Уже в новом осеннем призыве в октябре правозащитники и родительские комитеты могут взять под контроль работу военкоматов и призывных комиссий. Выявлять случаи необоснованного призыва и необоснованных отсрочек тех в военкоматах и призывных комиссиях, кто злоупотребляет служебным положением или берет взятки. В помощь общественности военные прокуроры по всей стране открывают 76 консультационно-правовых центров, где будущие молодые солдаты и их родители могут получить консультацию и пожаловаться на нарушения.

Сообщить о фактах, которые вызывают подозрение, можно и в саму военную прокуратуру, а также в новые следственные органы Следственного комитета при прокуратуре России. Они созданы во всех военных округах и гарнизонах, уже работают 12 окружных военно-следственных управлений и 150 военно-следственных отделов. Главный военный прокурор видит в общественных организациях и помощников в контроле за социальными гарантиями военнослужащих.

- Нужно ввести гражданский контроль на стадии приемки объектов под жилье военнослужащих, поскольку зачастую они сдаются с большими недоделками, - сказал он.

Вместе с тем Фридинский назвал неконструктивными попытки ряда общественных организаций проводить самостоятельные расследования фактов правонарушений в армии.

- Это приводит к не совсем достоверным версиям и уводит в сторону от основных причин события. Нам необходима ваша помощь в другом - военнослужащие часто скрываются от следствия или просто боятся сказать о правонарушениях в их отношении. И здесь ваша помощь была бы неоценима, - заявил Фридинский.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, также принявший участие в обсуждении, считает, что большую роль в наведении порядка в армии могла бы сыграть независимая военная полиция. По его словам, она должна быть именно независимой и не подчиняться военному командованию. В ее функции должно входить несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных и арестованных, а также исполнение других специфических обязанностей. С учетом того, что криминогенная ситуация в Вооруженных силах пока далека от благополучия, надо совершенствовать взаимодействие военного командования, органов военной прокуратуры и других институтов государства, считает российский омбудсмен.

Армия Главная военная прокуратура