Именно так следует трактовать отрицательный ответ Таллина на ходатайство компании Nord Stream AG о проведении исследований на дне Балтийского моря.
"По вопросу строительства этого газопровода в Эстонии никогда не было разногласий. Все равно мы никогда не разрешим провести эту трассу в наших экономических водах", - прокомментировал ситуацию глава эстонского МИД Урмас Паэт.
Многие эксперты убеждены, что на решение Таллина оказали сильное влияние негативные отзывы финских чиновников о проекте Северо-Европейского газопровода. Весной этого года Хельсинки порекомендовал компании Nord Stream AG изменить маршрут его прокладки и провести трубу южнее, по экономической зоне Эстонии. Финны заявили о своих опасениях, что в процессе строительства будут вскрыты донные отложения Балтийского моря.
За многие десятилетия в них накопилось множество вредных веществ. При проведении исследовательских работ, предшествующих сооружению газовой магистрали, эти ядовитые соединения будут течениями разнесены по всему Финскому заливу.
Государственный центр геологических исследований Финляндии предупредил, что большой объем подводных земляных работ изменит дно залива настолько, что это отразится на морских течениях. "Изменение течений способствует ускоренной эрозии и повлияет на характер донных отложений. Эти факторы могут также вызвать геотехническую нестабильность, как газопровода, так и его защитных структур", - считают финские геологи.
Финский экологический институт SYKE обратил внимание также на то, что концентрация опасных веществ в вскрытых донных отложениях может оказаться настолько высокой, что согласно правилам Евросоюза, их даже нельзя будет обратно уложить на морское дно. Отложения придется вывозить и складировать на суше. Причем впоследствии их придется очищать.
По мнению министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии, строительство газопровода негативно скажется на финском рыболовстве, поскольку во время строительства трубопровода в ближайшей к нему зоне ловля рыбы будет запрещена. Кроме того, вдоль газопровода появятся участки, в которых траловая ловля будет полностью запрещена.
Министерство транспорта и коммуникаций Финляндии подняло вопрос об опасности строительства газопровода для судоходства в Финском заливе. Департамент водных путей сообщения со своей стороны добавил, что опасности для судоходства не исчезнут после завершения строительства. "Когда газопровод заработает, то остановки судов в аварийной ситуации около трассы газопровода будут представлять опасность, как для самой подводной трубы, так и для судна", - утверждали специалисты.
С учетом позиции финских властей компания Nord Stream в мае обратилась к Эстонии и Дании с просьбой дать ей возможность исследовать морское дно в эстонской экономической зоне на случай возможной корректировки маршрута газопровода. Дания согласовала новый маршрут "трубы" за два часа. Эстонии понадобилось для этого четыре месяца. Судя по всему, эстонские эксперты все это время детально изучали наработки финских коллег.
Однако в отличие от эстонцев, несмотря на обеспокоенность экологической составляющей строительства, Хельсинки не отказал компании Nord Stream AG в проведении исследовательских работ в своей экономической зоне. Поэтому в ближайшем будущем стоит ждать начала переговоров между Россией и Финляндией о прокладке Северо-Европейского газопровода теперь уже по новому маршруту.
Катерин Лейни,
Начальник по связям с общественностью правительства Эстонии:
- Эстония юридически не отказала компании Nord Stream в строительстве газопровода в Балтийском море. Ей было отказано только в проведении исследований в территориальной и экономической зонах республики. Однако без проведения таких исследований компания не сможет начать строительство газопровода. Иными словами, получается, что своим решением правительство Эстонии фактически поставило крест на прокладке трубопровода по территории страны. Эстония запретила проводить исследования в своих территориальных водах по двум причинам. Во-первых, из-за угрозы экологической катастрофы. В рамках исследований предполагалось бурение дна моря, что могло бы негативно сказаться на экологии. Во-вторых, правительство Эстонии опасается, что под прикрытием исследований Nord Stream проводила бы геологическую разведку полезных ископаемых в эстонской экономической и территориальной зонах.
Олли Перхеептупа,
Начальник отдела МИД Финляндии по вопросам России:
- Мы внимательно рассмотрим решение эстонских властей о запрете исследований морского дна в экономической зоне республики. Однако хочу отметить, что Финляндия продолжает считать, что эти исследования необходимы для всего Балтийского моря, в том числе и для экономической зоны Эстонии. Мы убеждены, что южный путь прокладки газопровода стал бы более безопасным, чем северный в территориальной зоне Финляндии. Поэтому мы рекомендовали оператору Северо-европейского газопровода компании Nord Stream AG изменить маршрут в Финском заливе и провести его в экономической зоне Эстонии. Нашу страну прежде всего интересует безопасность Балтийского моря. Конечно, мы не будем решать, где будет проходить газопровод. Это решение должно быть принято на основании исследований дна Балтийского моря. Эту работу, на наш взгляд, должны провести международные эксперты и экологи.
Камиль Бекяшев,
профессор, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии:
Ссылка Эстонии на сохранение окружающей среды Балтийского моря в данном случае не может служить основанием для отказа в прокладке газопровода. Конвенция ООН регламентирует порядок прокладки кабелей и трубопроводов и порядок морских научных исследований лишь в территориальных водах и территориальном море. Для того, чтобы прокладывать трубопроводы, действительно нужно спрашивать разрешение у прибрежного государства на проведение морских научных исследований. Проведение подобных исследований с точки зрения безопасности судоходства и защиты окружающей среды в экономической зоне является прерогативой того государства, которое будет заниматься прокладкой газопровода. Поэтому я считаю, что прокладка трубопровода по экономической зоне Эстонии является правомерной.
Подготовила Надежда Сорокина