21.09.2007 02:30
Культура

Павел Любимцев: Аудиокнига книгу не заменит, так же как и компьютер - голову

Павел Любимцев о ликвидации современной безграмотности
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4472)
Читать на сайте RG.RU

- Вообще-то я даю очень много интервью, но впервые за последнее время действительно рад теме, - встретил корреспондента "РГ" Павел Любимцев - профессор театрального института имени Щукина, завкафедрой актерского мастерства, заслуженный артист России, лауреат Всероссийских конкурсов артистов чтецов и просто известный телеведущий.

А встретились мы, чтобы поговорить об аудиокнигах, которые нынче энергично заполняют рынок. Сам президент на Прямой линии признался, что слушает их по дороге, а именно - Ключевского.

Российская газета: Как отличить произведение искусства от чтецкой халтуры?

Павел Любимцев: Культура литературных и театральных записей была очень широко разветвлена и развита в советское время. Потом наша жизнь капитально переменилась: не только в социальном, но и в техническом смысле.

РГ: Да, раньше были грампластинки…

Любимцев: У меня дома есть проигрыватель и много пластинок, которые я время от времени слушаю, но при этом понимаю, что таких "динозавров", как я, уже не так много. Мне казалось, что навсегда пропали все литературные записи, все богатство, которое было накоплено фирмой "Мелодия", фондами Всесоюзного радио, где записывались лучшие мастера-чтецы и артисты драмтеатров, работавшие в жанре художественного слова. Но сейчас я с радостью вижу, что некоторые из этих записей переиздаются.

Ко мне примерно год назад довольно неожиданно обратилась фирма "Мелодия": они хотели переиздать на диске "Маленького принца" в исполнении Якова Михайловича Смоленского, и спрашивали, не знаю ли, кто его наследники? Смоленский - мой любимый учитель. У Якова Михайловича наследников не было - ни детей, ни близких родственников, поэтому я ответил, мол, можете совершенно спокойно издавать. Они спросили, что я могу еще посоветовать. Я удивился, потому что боялся, что погибли фонды - там была какая-то сложная конфликтная история с помещениями. Оказалось, что все есть, и они своего богатства не знают. Я сказал, что, если говорить о чтецах, то, прежде всего, надо связаться с наследниками Дмитрия Николаевича Журавлева. Его дочери - Мария и Наталия - здравствуют и полны творческих сил. Они согласились сотрудничать, и Журавлева уже сейчас издали очень много! Я рассказал о записях Сурена Кочаряна. У него также, как у Смоленского, наследников нет. Издали записи Кочаряна, почти все. Не издали только "Одиссею".

РГ: Но на аудиокнигах "Одиссея" есть, и кто же ее читает?

Любимцев: Не отвечу. Этот человек может быть даже довольно опытным театральным артистом, но нельзя просто так взять и начать с листа читать "Одиссею"! Надо над ней работать, желательно много лет, как работал Кочарян. Понимаете: есть искусство художественного чтения, и есть передача текста. Это - не одно и то же.

В этом смысле, я не хочу сказать, что не надо и нельзя делать новые записи. Но их надо делать тщательно.

Скажем, когда я слышу в исполнении Дмитрия Журавлева главы из "Войны и мира", или "Пиковую даму", то "умираю от счастья". Или такой шедевр: Игорь Ильинский читает повесть Н.В. Гоголя "Старосветские помещики"…

Наряду с чтецами, большие артисты российского, советского театра работали на радио и читали не наизусть, а с листа. Но они над записями тщательно и долго работали! Когда Мария Ивановна Бабанова делала радиозаписи, то относилась к ним так же серьезно, как к театральным ролям. Когда она читает, например, "Дюймовочку" - это чудо! И чудо здесь - не только единственный в своем роде бабановский "голос-колокольчик", это все - высокое искусство. Анатолий Петрович Кторов когда читает Мопассана, Бунина и Куприна - как он работает! Или Ростислав Янович Плятт, который читает и сам, и вместе с Верой Петровной Марецкой…

А когда чтение - откровенная халтура и просто, скажем так, грамотно с правильными ударениями прочитанный текст, то… я не рекомендую никому слушать такие аудиокниги.

РГ : А вы сами слушали нынешние аудиокниги?

Любимцев: Конечно. Бывают хорошие записи. Например, один из самых молодых учеников Якова Михайловича Смоленского и отчасти мой ученик, потому что я с ним много работал в училище - Кирилл Пирогов, артист театра Фоменко. Он мне недавно подарил два своих компакт диска: он читает ни более ни менее - композицию по "Божественной комедии" Данте! И я послушал и понимаю, что это сделано очень серьезно, что композиция хорошо составлена, что Кирилл очень одухотворенно читает, и эту запись я очень даже рекомендую. Когда речь идет о записях, которые делает такой мастер художественного слова как Рафаэль Александрович Клейнер, я их тоже вполне рекомендую.

РГ: Будут ли аудиокниги популярнее, чем книги?

Любимцев: Нынче они заменяют книги, потому что в наше время люди перестали читать. Но ведь откуда родился жанр художественного чтения? Из программы ликвидации безграмотности! Самый первый чтец Александр Яковлевич Закушняк пришел в 1923-м году к Луначарскому и предложил ему программу вечеров рассказа. Луначарский идею поддержал и Закушняк ездил по стране и читал. Он был тогда один, чуть позже появились Яхонтов и Журавлев. Программы у Закушняка были длинные, иной раз шли по три часа, как хороший спектакль. Вообще в те времена медленнее люди жили. А сейчас чтецкий концерт должен идти до двух часов, иначе публика устает, не выдерживает слушать одного человека, рассказывающего со сцены.

Закушняк читал свои огромные программы зачастую неграмотным людям, крестьянам, которые с жадностью слушали рассказы Мопассана, Чехова, Короленко, Пушкина, Франса - авторов довольно сложных. Но всё возвращается на круги своя. Сегодня все грамотные, но зато люди читать перестали. При этом я считаю, что обязательно должно быть искусство, а не просто прочитанный текст, который никак не заменит хорошего чтения глазами…

Это и есть ликвидация современной безграмотности, потому что люди, которые послушают, например, в исполнении Кочаряна "Декамерон"(это - композиция, конечно): если им понравился, может быть, они и книгу прочтут целиком. Ведь не может же заменить аудиокнига книгу, так же как и компьютер не заменит голову.

РГ: Вам нравится как читает Пушкина Михаил Козаков? У него есть аудиозаписи?

Любимцев: Нравится. У него хорошо совмещаются и театральная и чтецкая работа. У Козакова есть диск, где он читает Иосифа Бродского. Других его дисков я пока не видел, но, мне кажется, было что-то еще.

РГ: А аудиокниги для детей. Ими сейчас вовсю пользуются вечно занятые мамы-папы, бабушки-дедушки.

Любимцев: Они очень ценны. Например, Николай Николаевич Литвинов один читает "Приключения Буратино" за всех персонажей. Он меняет голоса, тембры, использует "пищик-говорок" (таким пользуются кукольники), который вставляет в основание языка, чтобы разговаривать голосом Буратино. Это чудо, а не запись! Николай Николаевич Литвинов - чтец, работавший именно на радио, он никогда не выходил на эстраду. Или, скажем, Сергей Юрский. Это уже для взрослых. Его издано, к сожалению, пока немного.

РГ: Очень люблю слушать, как он читает…

Любимцев: Обожаю! У него издан сейчас целый диск Зощенко. Но у Юрского записей было очень много и там есть просто шедевры. Скажем, "Граф Нулин", которого читал Сергей Юрьевич, или Пастернак, или Мопассан или Булгаков. Да что говорить! И это всё, конечно, надо издать.

Вот еще пример - любительская запись, сделанная дома у Олега Даля - его композиция по стихам Лермонтова. Этого, правда, я еще не слушал. Или, знаете, есть такие записи: стихи читают не актеры и не чтецы, а сами писатели. Например, Анна Ахматова читает лирику и "Реквием" - запись 60-х годов, Анна Андреевна уже в возрасте.

РГ: Есть такой диск?

Любимцев: Да. И Борис Пастернак - полное собрание его звучащих записей. Оказывается Бориса Леонидовича записывали! Там есть много забавного, помимо стихов и переводов. Например, Пастернак читает сцену из шекспировской хроники "Генрих Четвертый" и рассказывает о Фальстафе, и говорит о природе юмора Шекспира - это божественно интересно слушать! Или, скажем, Бродский сам читает свои стихи. Очень любопытно вслушаться в авторскую интонацию.

Или такая запись: поэму Маяковского "Про это" читает Лиля Брик. Женщина, которой эта поэма посвящена. Женщина, которой сам Маяковский читал эти стихи. Это заслуживает особого внимания. Вот я и говорю о том, что надо, выбирая аудиокниги, не покупать их без разбору, а покупать со смыслом.

РГ: Как вы думаете, почему сегодня всплеск интереса к аудиокнигам?

Любимцев: Я - оптимист, и надеюсь на то, что наша культура не погибнет во всем том хаосе, который сеет современное телевидение. Я думаю, что от этих бесконечных "убивалок" и бессмысленных ток-шоу людей рано или поздно стошнит. Я, работая на телевидении, со многими разговариваю: и с профессионалами, и с обычными людьми, незнакомыми. Так вот, я не встречал человека, которому бы современное телевидение нравилось! Оно не нравится ни-ко-му! Его смотрят, потому что деваться некуда.

РГ: В таком случае люди могли бы читать книги или смотреть в записи хорошие фильмы, или… слушать аудиокниги.

Любимцев: Что касается аудиокниг, то здесь на новом витке жизни, в условиях технического прогресса, быть может, имеет место быть, возвращение к культурным истокам. Потому что если человек даже в плохом исполнении слушает Толстого или Гомера, значит, что-то такое ему необходимо, потому что все-таки не Маринину он предпочитает. И я поэтому ратую за то, чтобы Гомер был в хорошем исполнении, а не в плохом.

РГ: У вас есть труд специально посвященный чтецам, расскажите о нем, пожалуйста.

Любимцев: Дело в том, что я уже довольно давно, в 90-ые годы вел чтецкую группу в Специализированном Институте Искусств в Москве, где учатся люди с ограниченными физическими возможностями. Предположим, человек невидящий может обладать превосходным голосом, или тот, кто плохо ходит может быть отличным рассказчиком. Для того, чтобы приобщать своих студентов к искусству художественного чтения я им в течение двух первых лет читал курс лекций, которые назвал так: "Выбранные места из истории искусства художественного чтения". Почему "выбранные места"? Потому что если в полной мере серьезно изучать всю чтецкую культуру, которая была накоплена в течение ХХ века в Советской России, то двух лет не хватит. Читая эти лекции, я, естественно, составлял конспекты, и потом подумал, что они могут кому-нибудь пригодиться. И сейчас на волне интереса, я расширил эту работу, добавил очерки про более молодых исполнителей. Возможно, эта работа будет издана в рамках Театрального Института имени Щукина, где я преподаю. Предварительное название "Очерки истории художественного чтения".

РГ: Павел, а вы сами больше читаете или слушаете?

Любимцев: Нет, я читаю. И уже очень много прочитал - мне уже 50 лет все-таки. Вообще накапливать багаж чтения надо в юности, тогда в дальнейшем легче жить. А аудиокниги я слушаю мало. Мне негде: я в машине не езжу и дома бываю мало.

РГ: Как выучить сегодня хорошего чтеца? Вот вы их готовите в Щукинском училище?

Любимцев: Я занимаюсь, в основном, мастерством актера, являюсь заведующим кафедрой. У нас есть предмет "Художественное чтение". Я иногда на кафедре Художественного Слова делаю работы. Ею руководит Василий Семенович Лановой, делает это, по-моему, прекрасно. У Василия Семеновича существуют превосходные работы с его учениками. У нас в училище есть чтецкий конкурс имени Смоленского, который мы проводим ежегодно.

РГ: То есть, чтецкое дело не погибнет?

Любимцев: Нет, конечно. Другое дело, что все взаимосвязано. В те времена, когда я стал чтецом - а это 80-е годы двадцатого века - чтецы зарабатывали очень хорошо, то есть имели материальный стимул к работе. А сейчас - нет.

 что послушать?

Советы от Павла Любимцева

Владимир Яхонтов. Издан только один небольшой диск, где он читает Пушкина.

Дмитрий Журавлев. Изданы "Пиковая дама", главы из "Войны и мира", рассказы Чехова "О любви", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Степь". Будет еще многое другое.

Сурен Кочарян. "Шахразада", "Витязь в тигровой шкуре", "Лирика Востока", Фирдоуси. Очень колоритный чтец!

Яков Смоленский. Издана его композиция по пушкинской публицистике, интереснейшая программа Якова Михайловича, которая называется "Обиды не страшась, не требуя венца". Издан "Маленький принц" и булгаковские рассказы в исполнении Смоленского "Полотенце с петухом" и "Ханский огонь". Очень жду "Евгения Онегина", которого Яков Михайлович читал с эстрады целиком - в три вечера! Поэмы Маяковского он тоже исполнял замечательно.

Рекомендую диски, где читают театральные актеры: Ильинский, Кторов, Алиса Коонен, Марецкая и Плятт, Астангов, Раневская. Еще один хороший диск: Пушкина читают артисты "Малого театра" Ильинский, Остужев, Турчанинова, Царев и Аксенов.

Надеюсь, что издадут Александра Яковлевича Кутепова, Антона Шварца и многих других мастеров жанра.

 

 

 
 

Литература