В половине восьмого вечера прибыл похудевший на 23 кг Никита Михалков. Он признался, что похудел специально для новой роли в фильме "Утомленные солнцем-2".
Журналисты просили режиссера попозировать рядом с золотой статуэткой Венецианского льва, полученного за фильм "12", и задавали каверзные вопросы: почему на афише фильма "12" только лицо Михалкова?
- А чем не нравится вам мое лицо? - обиженно переспрашивал он. - Оно разве малоизвестно? Оно узнаваемо!
Демонстрация фильма шла сразу в нескольких залах киноцентра: в большом собрались ВИПы и коллеги, в зале N 8 - обычная публика, которая встретила Михалкова возгласами "Браво!", а зал N 6 был забит журналистами.
Никита Михалков побывал во всех залах и везде произнес вступительные речи, ни разу не повторившись. Из-за того, что в каждом зале он произносил десятиминутную новую речь, премьера затянулась до двенадцати ночи...
Для ВИПов Н. Михалков начал речь с благодарности коллегам-артистам, снявшимся в фильме, которые продемонстрировали высокий класс и высокое мастерство русской актерской школы.
Награда в Венеции была для нас неожиданной. Я предполагал, что эта картина больше для нас и никаких особых надежд на получение приза не было. Но произошло невероятное. Фильм показывали в последний день фестиваля, когда практически все было понятно. Я сидел в зале и наблюдал за зрителями. Первые 20 минут я смотрел на экран, потом стал наблюдать за реакцией зрительного зала. После сцены танца с ножом Газарова раздались аплодисменты. Наш фильм смешал все карты. Это уникальный случай, когда дали фильму отдельный спецприз... Что бы ни писали, эта награда - данность.
Я хочу, чтобы для зрителя фильм хотя бы на 10 процентов стал тем, чем был для нас. Я готов отдать "Золотого льва" взамен того, чтобы еще 3 миллиона зрителей посмотрели "12" просто так - бесплатно.
...Самая доброжелательная атмосфера оказалась в зале, где была незвездная публика. Никита Сергеевич увидел в последнем ряду молодую женщину с мальчиком, который держал стакан с поп-корном.
- Вот счастливый зритель! - воскликнул Никита Сергеевич, - доест поп-корн и заснет и ни о чем не будет думать.
В зале для журналистов Михалков почувствовал настороженную атмосферу. Когда ему объяснили, кто перед ним, он заметил: "Хорошо, что предупредили". И, подумав, добавил, что идут разные отзывы на фильм - положительные, отрицательные. Кто-то написал, что Михалков снял "12" после стыда за фильм "Сибирский цирюльник". Это не так. Да, у меня была пауза в 7 лет. Но я в это время собирался с мыслями, накапливал. За это время многие хотели торопливо, скороговоркой, не накапливая проговорить актуальное. Но одно дело снимать рекламу, другое дело - блокбастер.
Никто из зрителей не покинул кинотеатра до окончания премьеры. Только актеры поочередно выскакивали из зала - то Маковецкий, то Гармаш, то Ефремов - и нервно курили.
Сергей Маковецкий:
- Каждая роль - это отрезок твоей жизни. Если серьезно относишься, то она позволит обратить внимание на что-то важное вокруг тебя.
Как мне предложили роль? Поздней осенью раздался звонок. Я взял трубку и услышал: "Маковецкий, ты в Бога веришь?" - "Кто это?" - спросил я. "Не важно... В храм ходишь?" - "Хожу". - "Тогда Бог услышал твои молитвы". Я подумал, что это был розыгрыш. Через полчаса я получил сценарий фильма и стал его читать. На другой день дал согласие на роль. (В работе над образом Сергею Маковецкому выбрили виски и наложили сложный грим, который его заметно состарил. Именно из-за этого грима от этой роли отказался Олег Меньшиков, не желая "стариться". - Прим. авт.)
Влад Опельянц, оператор:
- Картина далась нелегко. Зимнее утро сменялось вечером, ночь - днем - и все в замкнутом пространстве. Но если был бы установлен один свет, мы бы не выдержали и сошли с ума. Игру артистов снимали несколькими камерами, чтобы их держать в тонусе. Актеры думали, что шла репетиция.
Абти Магамаев, исполнитель роли чеченского мальчика:
- Это фильм не именно о чеченцах, а о том, что люди стали жестокими. Оттого что мальчик был чеченцем, его готовы были посадить в тюрьму. Но в обществе еще остался какой-то потенциал добра.
Егор Кончаловский:
- В очередной раз Никита Сергеевич Михалков - один из лучших режиссеров Европы и мира - получил Большой приз в Венеции. Он получил то, что хотел. А если ты это хотел, значит, ты это заслужил. И это вызывает уважение.
Сергей Газаров:
- Журналисты просят рассказать что-то смешное из съемочного процесса. Самое смешное в том, что Никите Сергеевичу удалось на два месяца запереть замечательных артистов в павильоне. Этого никому не удавалось. Только Гафту удалось отлучаться на репетиции в театр.
Игорь Верник:
- Фильм о том, что мы стали думать не о главном, не о вечном, а только о том, что есть, как спать. Фильм взывает к совести, милосердию, состраданию, к гармонии с самим собой.
Михаил Задорнов:
- Фильм "12" заставляет чувствовать. Сегодня много снимается фильмов созерцательных. Их смотришь и думаешь: "Как хорошо снято!" Но эта работа от ума, а у Михалкова фильм снят от сердца.
...Прием в честь премьеры начался в полночь в самом дорогом магазине столицы в интерьере сплошного глянца, на который и намека нет в фильме, за что фильм назвали даже "антиглянцем"... Никита Михалков приехал последним, переодевшись в клетчатую рубашку и кожаную куртку. Он проходил сквозь длинный человеческий коридор коллег, которые поздравляли победителя со словами: "Что скажешь, гениальный режиссер снял гениальное кино..."