21.09.2007 12:00
Экономика

Управление транспортом в Сочи доверят спутнику

"Летняя столица" к Олимпиаде-2014 решит проблемы, которые остались в наследство от прошлых времен
Текст:  Олег Галицких (Сочи)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4473)
Читать на сайте RG.RU

На главном российском курорте что ни день, то куча новостей: утрясаются программы развития, вносятся коррективы, предлагаются разные варианты технических решений, чтобы в короткие сроки, всего за 7 лет, "довести" город до полной олимпийской пригодности.

Как уже сообщалось, не менее 70 процентов средств, отпущенных на развитие Сочи, пойдет на развитие инфраструктуры. Она создавалась в основном в 30-е - 70-е годы прошлого века и к сегодняшнему дню практически "износилась". К тому же с тех пор город вырос, появилось много новых районов, а дороги, коммуналка, системы жизнеобеспечения по большей части застряли в советской эпохе.

- Объективно говоря, и все это прекрасно знают, в последние 25 лет город серьезно не развивался, изменения пошли лишь в последние годы, - говорит мэр Сочи Виктор Колодяжный. - Хотя это единственный субтропический курорт в нашей стране, других нет. Олимпиада, федеральная целевая программа развития города - все это серьезно изменит обстановку, мы впервые получили столь серьезный шанс на развитие. К тому же это дает нам возможность работать над важными социальными проектами.

По словам мэра, администрация видит свою роль в том, чтобы, с одной стороны, помогать всем федеральным структурам, которые займутся превращением Сочи в олимпийскую столицу и фешенебельный международный курорт, а с другой - будет защищать интересы местных жителей, чтобы они не понесли ущерба от грядущих масштабных строек.

Многие россияне уже успели обеспокоиться: а не "закроют" ли курорт для них на это время? Местные власти уверяют, что этого не будет. Хотя на рынке курортных услуг кому-то и придется потесниться: гостиничная инфраструктура должна соответствовать мировым стандартам, плохих номеров и комнатушек, которые устраивали невзыскательных постояльцев, не будет и в помине. Как и горничных-грубиянок и сонных портье.

При этом сочинские власти не собираются быть лишь сторонними наблюдателями, за которых все сделают "федералы". Некоторые программы в городе будут реализованы за счет собственных средств, для чего планируется радикально увеличить налогооблагаемую базу.

- Я предложил, чтобы предприятия, занятые строительством объектов ФЦП, регистрировались бы в Сочи, создавали здесь свои филиалы, - раскрывает Колодяжный ноу-хау по увеличению фискальных сборов. - С тем чтобы они платили налоги в наш бюджет. Это сможет увеличить доходы в городскую казну в 5-6 раз. Так мы можем получить средства на решение многих важнейших городских задач, которые ранее были нерешаемы. Значительная их часть, к примеру, будет направлена на поддержку образовательных программ, потому что нынешнее поколение школьников будет принимать Олимпиаду и работать на развитом курорте международного уровня.

Для этого в Сочи, помимо капитального ремонта и технического переоснащения школ, начата реализация проекта по созданию единой информационной системы, которая объединит все здешние учебные заведения: в городе приступили к прокладке оптоволоконной сети, и первыми ее "абонентами" станут школы и вузы. Все это только начало процесса: к Олимпиаде-2014 Сочи должен превратиться в город с самыми современными информационными ресурсными центрами, не уступающим в этом смысле крупным городам США и Западной Европы. В "летней столице" должны появиться электронные библиотеки, возможности для дистанционного обучения, учреждения смогут широко использовать в своей работе видеоконференции. После учебных заведений оптоволоконная связь придет в больницы и поликлиники, культурную сферу. Далее - везде.

А транспортом в Сочи к Олимпиаде будут управлять спутники: только что в здешней администрации побывали создатели системы "ГЛОНАСС", которые предложили интересные идеи. Треть стоимости системы космического управления транспортом взялся оплатить город, остальное будет финансироваться за счет федеральной программы развития курорта.

Кстати, за время "олимпийской подготовки" население города, по прогнозам, должно вырасти. Но не так радикально, как предрекают некоторые аналитики: не на миллионы, на сто - сто пятьдесят тысяч человек. Причем новые поселенцы будут в основном из числа "продвинутых": инженеры, менеджеры, специалисты разного профиля. Это качественно изменит менталитет, во всяком случае "торгашеский дух", который создавал Сочи не лучшую славу, должен уйти с авансцены.

Техническое перевооружение "летней столицы", строительство многих олимпийских объектов, дорог, легкого метро, объектов энергетики целиком пойдет за счет федеральной программы (ФЦП) развития курорта до 2014 года. Она рассчитана на 3 этапа. Первый - 2006-2007 годы, предусматривает ведение проектных работ по всем олимпийским объектам и начало их строительства. Второй этап - 2008-2012 годы, включает в себя завершение того строительства, которое было начато на первом этапе. Это прежде всего олимпийские объекты, а также основные объекты транспортной и инженерной инфраструктуры и связи. Завершающий, третий этап - 2013-2014 годы, относится непосредственно к подготовке к проведению Олимпиады, проведению международных соревнований, завершение всех строительных работ. И как финал - проведение Олимпиады.

- Сейчас в первую очередь идет проектирование, скоро начнется строительство спортивных объектов и объектов инфраструктуры, прежде всего транспортной, - говорит генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Дирекция развития города Сочи" Владимир Афанасенков. - Это дороги к олимпийским объектам, крупные транспортные развязки - "Краснодарское кольцо", "Адлерское кольцо", реконструкция малой объездной дороги. А кроме того строительство дублирующей дороги в Красную Поляну, ветки легкого метро, реконструкция международного аэровокзального комплекса.

Среди первоочередных и объекты энергетики. Предусмотрено строительство электроподстанций, прокладка новых высоковольтных линий электропередач. Впервые в мире для горной местности проектируется особая, протяженностью в 60 км, линия электропередач. Значительная часть ее будет проложена под землей, что позволит сберечь зеленые массивы и сохранить без изменений существующий горный ландшафт. Далее ожидается строительство новых очистных сооружений и проведение природоохранных мероприятий.

Сейчас, когда Сочи подвергается детальному обследованию Ростехнадзором, проектировщиками и другими структурами, встал вопрос о возможных корректировках ФЦП. Что-то будет построено не так, как планировалось изначально, дебатируются разные варианты разгрузки центральной части города от транспорта: будут ли это двухъярусные трассы или трассы-дублеры нынешних магистралей. Не исключают, что строительство некоторых объектов, закрепленных сейчас за бюджетом, возьмут на себя инвесторы.

Первый этап программы развития курорта уже заканчивается. Итоги есть: скоро будут закончены проектные работы на всех спортивных объектах, и начнутся работы по строительству. Завершены предварительные работы по оформлению земельных участков под всеми будущими олимпийскими объектами. Есть что посмотреть и на натуре: введена в строй первая очередь спортивно-туристического комплекса "Горная Карусель", а к началу декабря текущего года будут сданы в эксплуатацию все три его очереди. Успешно и интенсивно идет строительство горнолыжного центра "Роза Хутор", который запроектирован как горный экологический курорт. В октябре за счет средств частного инвестора будет закончен проект Олимпийской медиа-деревни, который представят публике.

Еще до конца нынешнего года из серии подъемников горнолыжного центра на северном склоне хребта Аибга планируется ввести в строй 4 канатных дороги из 7 запроектированных, а полностью объект будет готов в начале 2009 года. В IV квартале 2007 года закончится строительство еще одного объекта программы - "Гостиничный 4-звездочный комплекс". Это современный отельный комплекс на 1000 номеров с подъемниками и горнолыжными трассами, который строит ОАО "Газпром".

Практически вся транспортная инфраструктура будет создана на бюджетные средства, на это уйдет около 111 миллиардов рублей, кроме того 4,5 миллиарда рублей вложат инвесторы.

Большинство олимпийских объектов также возьмет на себя государство, потратив на них около 19 миллиардов рублей. Инвесторы вложат в это строительство тоже немало - примерно 12 миллиардов рублей.

На развитие электроэнергетики курорта государство потратит 34 миллиарда рублей, а инвесторы - 15 миллиардов. Эти деньги пойдут на строительство второй очереди Сочинской теплоэлектростанции (ТЭС). Мощная ТЭС появится и в Адлере. Энергозависимость будущей столицы "снежных игр" от поставок из других регионов снизится радикально. Более того, курорт, который всегда жил в ситуации дефицита электроэнергии, получит некий запас на дальнейшее развитие.

К Олимпиаде Сочи снова станет полноценным морским курортом, каким был в прежние времена, и даже далеко продвинется в этом смысле. Для начала за государственный счет восстановят 14 заброшенных причалов, которые "охватывали" каботажным плаванием все 146 километров сочинского побережья. Потом наступит черед строительства марин для яхт и новых причалов для круизных лайнеров.

Инфраструктура