Единственно, чего Дмитрий Козак добился не полностью, - некоторых журналистов он так и не переучил ставить ударение на последний, а не на первый слог его фамилии. Во всем остальном его настойчивость и умение добиваться любых поставленных целей, вне зависимости от их сложности, стала притчей во языцех.
Последнее место работы Дмитрия Козака - пост полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе - самом взрывоопасном во всей России. Во многом именно жесткая позиция полпреда позволила осуществить ряд кадровых перестановок в высших эшелонах власти многих республик Северного Кавказа, где процветали коррупция, местничество и прочие с советских времен не изжитые "отдельные недостатки", превратившиеся в "общую тенденцию". О борьбе с коррупцией, подъеме экономики регионов ЮФО, обеспечении безопасности, прозрачности работы административных и бизнес-структур шла речь на всех последних совещаниях глав этих регионов у полпреда, и меры принимались достаточно эффективные.
К роли "ключевой фигуры" в государстве этому политику не привыкать. До назначения на пост полпреда Дмитрий Козак с июня 2000 года был заместителем главы администрации президента РФ, перед этим возглавлял аппарат правительства. Именно он в декабре 1999 года руководил разработкой проекта стратегического развития России до 2010 года - фактически составившим основу президентской программы Владимира Путина в момент его прихода к власти. Дмитрия Козака называют и "отцом муниципальной реформы": 131-й Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" рождался в муках на заседаниях "комиссии Козака" при правительстве в жарких дискуссиях с "муниципалами первой волны".
Юрист по образованию (Козак окончил с красным дипломом Ленинградский университет по специальности "юрист-правовед"), он успел отслужить в армии (что немаловажно - в десантных войсках) и поработать в органах прокуратуры. В его послужном списке также работа в собственной юридической фирме, пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, председательство в совете директоров ОАО "Международный инвестиционный финансовый союз" и другие весьма ответственные должности.
Репутацию же он имеет политика жесткого, а управленца - въедливого и непреклонного. Совершенно ясно, что с его приходом минрегион, который повторил печальную судьбу своего предшественника-миннаца и ушел в глубокое "болото" бездеятельности, начнет работать совершенно по-новому и займет в структурах государственного управления ту роль, которая и подобает такому ведомству в России, где просторы необъятны, нации - многообразны, но, как писал когда-то классик, "дорог нет - одни направления", и "только вороны летают прямо".