25.09.2007 01:00
Власть

Верховный суд Хакасии выплатит бывшему заключенному миллион рублей

Каждый год незаконной отсидки оценили в 250 тысяч рублей
Текст:  Владимир Богданов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4475)
Читать на сайте RG.RU
Верховный суд Хакасии постановил выплатить бывшему заключенному Абдуле Исаеву 1 миллион рублей компенсации за четыре года, которые он отсидел в тюрьме по ошибке.

Прокуратура Хакасии обвиняла предпринимателя Исаева в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийстве двух человек. И лишь в декабре прошлого года Абаканский суд признал Исаева невиновным. Но четыре года пострадавший провел под стражей.

Выйдя на свободу, он решил "рассчитаться" с правоохранительными органами за незаконный арест и подал жалобу на действия прокуратуры. Суд постановил выплатить Абдуле Исаеву 450тысяч рублей компенсации. Но он посчитал эту сумму оскорбительной и обратился за увеличением компенсации в Верховный суд республики, выставив на этот раз счет в размере 999 миллионов. При этом надо заметить, что каких-то хотя бы формальных извинений потерпевший от надзорного ведомства не получил.

Местные адвокаты отмечают, что этой второй случай за последнее время в их практике, когда пострадавший добился через суд получения в качестве компенсации морального вреда миллиона рублей. В 2005 году такую же сумму получил Евгений Веденин, который из-за ошибки следствия и суда провел почти четыре года в колонии за убийство.

Юристы считают: фактически своим решением Верховный суд Хакасии установил своего рода планку компенсаций за судебные ошибки.

Подсчитано, что только за последнее время в Марий Эл, Чувашии, Татарстане и Забайкалье минфин компенсировал 3 миллиона 375 тысяч рублей 26 россиянам за их незаконное осуждение или нахождение под стражей.

Напомним, что в июне этого года Коллегия по уголовным делам Верховного суда подтвердила: компенсации за судебные ошибки должна выплачивать государственная казна, то есть министерство финансов. Правда, минфин пытался протестовать, утверждая, что ответчиком должна быть Генпрокуратура, а не госказна.

Известный московский адвокат Вячеслав Макаров в беседе с корреспондентом "РГ" так прокомментировал решение Верховного суда Хакасии:

- В России можно по пальцам пересчитать случаи реабилитации граждан, подвергшихся незаконному уголовному преследованию, - притом, что следствие, суды и прокуратура, как правило, занимают обвинительную позицию. Широко известных случаев всего два. Первый - дело бывшего полковника Павла Поповских, которого обвиняли в убийстве журналиста Дмитрия Холодова. Полковника оправдали и присудили компенсацию за моральный вред - он провел более четырех лет в заключении, и возмещение заработной платы в размере 150тысяч рублей. А гражданину Евгению Веденину минфин выплатил 1 миллион рублей компенсации за моральный вред: он был осужден на 15 лет по обвинению в убийстве. Но через четыре года был оправдан, поскольку был найден настоящий убийца.

Если следователи умалчивают о правах подозреваемого на реабилитацию, то невинно посаженному человеку следует написать заявление в следственный орган, который вел его дело, с требованием вынести отдельное постановление, где право на реабилитацию закреплено. А потом с этим постановлением добиваться в суде возмещения вреда.

А как у них?

Голландская юстиция считается в Европе одним из самых непримиримых борцов с судебными ошибками и довольно щедрой на выплату компенсаций пострадавшим. Показательна история Сееса Борсбоома, который провел в тюрьме четыре года за убийство 10-летней девочки. Когда в этом убийстве признался некто Вик Хаалмейер, было начато расследование. Как выяснилось, и полиция, и прокуратура игнорировали важные улики и даже грубо обращались с 11-летним свидетелем. Всю вину взял на себя тогдашний министр юстиции Нидерландов Пит Доннер. Сеесу Борсбоому и семье юного свидетеля были выплачены компенсации. Причем в первом случае - свыше 600тысяч евро.

Госуправление