В конце прошлой недели министерство природных ресурсов заявило, что полученные результаты исследований границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане доказывают, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева являются продолжением континентального шельфа Российской Федерации.
Означает ли это, что богатейшие нефтяные и газовые месторождения арктического шельфа принадлежат России? Мы попросили и.о. министра природных ресурсов Юрия Трутнева пояснить, что на самом деле означают полученные результаты.
Российская газета: Юрий Петрович, можно ли утверждать, что Россия на сегодняшний день имеет достаточные основания для того, чтобы претендовать на расширение границ континентального шельфа?
Юрий Трутнев: Основания - да. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву в феврале 1997 года и, проведя необходимые геолого-геофизические и гидрографические исследования, направила Генеральному секретарю ООН в декабре 2001 года заявку на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Российская заявка была принята Секретариатом ООН, признана соответствующей предъявляемым требованиям и передана для рассмотрения в Комиссию.
В целом рекомендации Комиссии в 2002 году по материалам российской заявки свелись к следующему: во-первых, было предложено представить батиметрические и навигационные карты, отсутствовавшие в нашей заявке в силу их секретности, а также привести более убедительные геологические данные, подтверждающие континентальную природу хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Кроме того, по поводу точных координат внешних границ континентального шельфа Комиссия заявила, что они должны быть определены после окончательного урегулирования вопросов о разграничении шельфа с Норвегией (точка стыка внешних границ) и США (разграничение морских пространств в Беринговом и Чукотском морях), а также Канадой и Данией.
РГ: Некоторые эксперты утверждают: 100-процентным доказательством принадлежности хребта Ломоносова и поднятия Менделеева к континентальной окраине Восточной Сибири могут быть только пробы грунта, полученные с помощью бурения. Как вы это прокомментируете?
Трутнев: Нет, буровые работы проводить необязательно. Нашими геологами проведен целый комплекс геофизических исследований разными методами, которые с полной уверенностью позволяют говорить о составе горных пород и структуре коры хребта Ломоносова и подтверждают ее континентальную природу.
РГ: Что означает для России выход к хребту Ломоносова? И, в частности, как изменится природоресурсный потенциал нашей страны?
Трутнев: Если наша заявка будет одобрена, то Россия получает суверенное право на разведку и разработку минеральных и других природных ресурсов, а также на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, строительство установок и сооружений на своем расширенном континентальном шельфе. В частности, по оценкам экспертов, это дает возможность прирастить нефтегазовый потенциал нашей страны на десятки миллиардов тонн.
РГ: Каковы ваши дальнейшие действия?
Трутнев: На сегодняшний день нами получены только геологические доказательства континентальной природы коры хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Но остается получить данные батиметрических исследований (изучение рельефа дна, замер высот с помощью эхолота, как правило, с подводной лодки. - РГ). Их должно проводить Минобороны РФ. Также необходимо согласование позиции с другими странами - это прерогатива МИД РФ. И только после получения полного пакета всех документов мы сможем направить повторную заявку России в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Планируется, что это произойдет к 2010 году.