- Впервые новое издание по истории включает современный период, - пояснил директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. - До сих пор, если судить по учебникам, вся российская история заканчивалась в XX веке. В этой же книге - попытка осмыслить уже новую Россию, 90-е годы прошлого века - тот самый период, который в школьных учебниках практически не затрагивался.
С тем, что книги появились очень вовремя, согласились все участники встречи. Как заметил, в частности, ректор МГУ им. Ломоносова академик Виктор Садовничий, порой даже сами педагоги не имеют достаточного представления о месте и роли России в современном мире, о приоритетах внутренней и внешней политики. Что уж говорить об учениках.
- Не должно быть такой ситуации, когда в школе учат по одному, а в институтах и университетах - иначе, - сказал академик РАН, ректор МГУ Виктор Садовничий.
Он настаивал на необходимости восстановления связи между школой и вузами и как можно боле широком обсуждении школьных учебников. По его мнению, для этого в том числе должны быть созданы комиссии, которым будут верить.
Сейчас новые учебники проходят общественную экспертизу. Академики уверены: переход к учебной литературе нового уровня - вот основная задача современного общества. Почему это необходимо? Потому что весь мир сегодня бьется над проблемой - каким должен быть учебник, в том числе учебник истории. Давать максимум фактов, дат имен или учить школьника осмыслять то, что происходило в далеком и недалеком прошлом?
Авторы новой книги для учителя по новейшей истории уверены в последнем. Именно поэтому они предлагают педагогу вместе с детьми поразмыслить, например, о периоде "шоковой терапии" в новой России: можно ли было обойтись без шока или в сложившейся ситуации это стало единственно верным решением.
По мнению замминистра образования и науки РФ Исаака Калины, главный вопрос в преподавании истории и гуманитарных дисциплин в целом: "Зачем?"
- Традиционно было так, - замечает Калина. - Кто-то знает, что нужно изучать в школе, и пишет учебник. Кто-то знает - как нужно изучать, и пишет методическое пособие для учителя, в котором расшифровывает каждый параграф учебника. Но никто никогда не обсуждал с учителем, зачем тот или иной материал попал в содержание учебника. Непонимаемой и непринимаемой для учителя остается цель, то есть направленность этого содержания. И как результат - нулевой итог работы.
В учебнике, по мнению Исаака Калины, не должно быть набора всей информации по определенной теме. В нем, скорее, должен содержаться посыл для самостоятельного поиска этой информации.
- Название школьного курса "История России" мне всегда хочется прочитать как "Родная история", - поделился своим взглядом на преподавание истории в школе замминистра. - Может, тогда будет понятнее, почему изучение истории России не должно оставаться для молодежи равнодушным смакованием проблем и ошибок их Родины, а обязано быть правдивым, но очень уважительным разговором о том, как наша огромная страна решала, проходя через ошибки и проблемы, сложнейшие задачи. Ведь дома мы, разговаривая с детьми об истории семьи, показываем старые альбомы и фотографии, а не карту болезней родственников.
Постепенно пробивает себе дорогу в школы и новый учебник по истории мировых религий Александра Чубарьяна.
- Москва уже начинает в этом году вводить учебник как пробный, - рассказал автор. - Заказано около 50 тысяч экземпляров для столичных школ. В течение года школьники будут изучать историю мировых религий. По итогам мы наверняка получим какие-то замечания, пожелания от педагогов да и от самих школьников. И только после этого отправим учебник на экспертизу для получения министерского грифа.
Ученый собирается организовать несколько семинаров по повышению квалификации для московских педагогов, которые будут вести новый предмет. А вот преподавать историю религий пока будут не как отдельный предмет, а в рамках курса либо истории, либо обществознания. Это школы решат сами.