26.09.2007 02:00
Культура

Александр Лаэртский стал отцом и выпустил новый альбом

Свой очередной альбом он готовил восемь лет
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4476)
Читать на сайте RG.RU

Александр Лаэртский - один из пионеров рок-декаданса, замешанного на поэтическом нонконформизме и черном юморе на грани шока и "пощечины общественному вкусу" - вновь вернулся на сцену. Теперь для ритмической поддержки своих текстов он выбрал очень подходящую для них музыку - реггей и даб.    

Собственно, сам Лаэртский музыкантом в прямом смысле слова не является. Он и по возрасту и по духу относится к той генерации русского рока 80-х, которая первоосновой считала именно стихи, а уж музыку -  скорее как форму донесения своих эмоций, мыслей и философских обобществлений. Дебютировав как поэт, он вскоре понял, что стихотворные строчки лучше впитываются аудиторией при соответствующем аккомпанементе. Начал сочинять простые мелодии. И с сопровождающим составом "Волосатое стекло" пропевал, а чаще - проговаривал или ернически драмургично прокрикивал затейливые тексты про обыденную жизнь и персонажей, про которых не пели на большой эстраде: от школьников-второгодников до бомжей. Порой литературных слов ему не хватало и Александр Лаэртский в итоге, еще в конце 80-х фактически ввел в рок-лексиком ненормативную лексику - "Бахыт-Компот" и "Ленинград" появились уже позднее. Магнитоальбомы "Пионерская зорька", "Доители изнуренных жаб" и "Детства чистые глазенки" были довольно популярны. Особенно - у студенческой молодежи и технической интеллигенции: за черный юмор, за истории-анекдоты, положенные на глумливые мотивчики. И еще за то, что порой Лаэртский пускался в сложные метафоры, лихо плел паутину образов. Некоторые его песни понять было сложно тем, кто плохо учился в школе и прогуливал, особенно - уроки литературы. В середине 90-х Александр Лаэртский эпизодически переключался на вошедшие в моду рэп и шансон, но вскоре к ним остыл. А затем - исчез со сцены. И вернулся спустя восемь лет  - в сентябре 2007 года, с новым альбомом "Лица".

Поэтически Александр Лаэртский изменился мало: ему снова по душе ернические, порой самоироничные тексты. К ненормативной лексике он немного поостыл - после Сергея Шнурова или "Сектора Газа" здесь особо уже не пооригинальничаешь. Да и шутка повторенная два раза - уже не смешит. Музыкальная составляющую поменялась сильно. Теперь Лаэртский исполняет свои тексты под стилистически очень органичный для них даб -  электронную и сведенную к доминированию ритмической основы разновидность музыки реггей  Не спроста: теперь сопровождающим коллективом Александра Лаэртского стали одни из главных апологетов этого стиля - группа "Dub-TV".

На сцене все это смотрится очень убедительно. Лаэртский, похожий на доброго бегемотика - и  с такой же пластикой в пританцовывающих движениях - с язвительной улыбочкой и плутоватыми манерами поет-рассказывает очередные песенки-истории. Гитарист Александр Выпов прокачивает раскованные реггей-ритмы, лидер Dub-TV Александр Антонов отвечает за электронные лупы и эффекты, а бэк-вокалистка Лиза Иванова добавляет огня и эмоций в общем довольно монотонное, хотя и ритмичное повествование. Увы,  примерно к середине альбома стеб и черный юмор становятся уже не столь затейливыми, неприхотливыми и небанальными, а аранжировки повторяют достижения первых номеров материала. Но затем Лаэртский и компания снова добавляют куража, и в целом альбом производит впечатление музыкально-интересной работы. После премьеры главные участники проекта рассказали обозревателю "Российской газеты" об амбициях своего альянса.

Российская газета: На какое будущее в современном шоу-бизнесе вы рассчитываете?

Александр Лаэртский: Вряд ли мне это важно. Я даже тура по стране не планирую - мне это не нужно. Но иногда выступать, конечно, будем - по настроению. Чем я занимался все эти восемь лет? Я же инженер по образованию. Вот и работал в фирме, которая проектирует новые игрушки. Уходить из нее не собираюсь, поскольку получаю от этого труда большое удовольствие. Тем более, что и сам стал отцом, возможно , даже напишу детскую книжку. Эдуард Успенский как-то объяснил, как писать хорошие детские книги: "Их надо писать долго". Вот и я делаю это долго. Этот альбом тоже наверное еще долго сочинял бы. Все эти годы мне мало что давало повод для написания новых песен. Такой вот период застоя. Сочинял одну-две в год. Но Александр Антонов, с которым как выяснилось, мы служили в армии в одной части, предложил спеть его композицию "Я буду петь" для нового альбома "Dub-TV". Итог ему понравился и Саша предложил помощь своей группы в записи моего материала. И тоже все растянулось на пару-тройку лет. Альбом получил название "Лица", хотя вначале я планировал другое - "Носы"…

РГ: Это от того, что поэты вечно пытаются сунуть свой нос куда не следует?

Лаэртский: Нет. У меня был такой долгий и несчастливый период, когда я много ездил в метро. Не скажу, что там плохо, но уж больно шумно, вечно кто-то толкается, ходит по ногам…Я не знал, чем себя занять, дабы отвлечься и стал смотреть на носы людей. Оказалось - интересно, порой смешно. Но название альбома "Носы" не прошло - оказалось, что в Нижнем  Новгороде уже есть девичья группа с таким названием. Опять же есть "Нос" Николая Васильевича Гоголя… Мне не захотелось повторяться...

Музыка