26.09.2007 03:00
Происшествия

В Москве ловят лжепарковщиков

200 лжепарковщиков выявили с начала года сотрудники ГУВД столицы
Текст:  Кристина Полищук
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4476)
Читать на сайте RG.RU
Только с начала года в Москве были задержаны более 200 лжепарковщиков, выдававших себя за сотрудников муниципальных платных парковок. Об этом корреспонденту "РГ" сообщили в управлении информации и общественных связей столичного ГУВД.

Сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы вместе со специалистами департамента транспорта и связи провели около 80 рейдов по выявлению нелегальных паркингов. Все пойманные за руку аферисты привлечены к административной ответственности по ст.14.1 КоАП РФ ("Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии"). Согласно статье, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица влечет административный штраф от 5 до 20 МРОТ. Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если оно обязательно, влечет штраф: для граждан - от 20 до 25 МРОТ; для должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ; для юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. Против восьми лжепарковщиков возбуждены уголовные дела по ст.159 УК РФ ("Мошенничество"), что предусматривает наказание в виде лишения свободы до двух лет.

В управлении информации отметили, что чаще всего лжепарковщики устраивают паркинги на подъездных дорогах и в переулках вблизи крупных городских рынков, вокзалов и около административных зданий, в которых располагаются офисы сразу нескольких фирм.

В этом убедился корреспондент "РГ", отправившись в рейд по парковкам вместе с представителями ГУПа "Городская служба платных парковок". Стартовали с новой площади, специально взяв машину с подмосковными номерами, чтобы аферисты ничего не заподозрили. У Рязанского проезда на cтоянке, прилегающей к железнодорожному мосту, где вообще нельзя парковаться, за часовую парковку попросили 100 рублей и даже пообещали чек. И вдруг передумали и разрешили поставить машину абсолютно бесплатно. Вскоре прояснилась причина подобной щедрости: оказывается, за те 20 минут, в течение которых мы добирались до этой точки, лжепарковщиков предупредили, что к ним грянет проверка.

На Курском вокзале работников муниципальных парковок, похоже, властям уже удалось приструнить: нам предложили припарковаться, как и положено по тарифу, за 30 рублей в час. Ту же самую сумму вежливо назвали и на Ленинградском вокзале. А у Московского универмага, на Казанском вокзале, мы встретили уже знакомого парковщика, который во время прошлого рейда "РГ" предложил нам раскошелиться на традиционный стольник.

С ярким проявлением "человеческого фактора" мы сталкивались в ходе поездки не раз: где-то парковщики прирезали к отведенной территории еще кусок земли и осваивали ее, пополняя свой карман, где-то давали чеки, но сумму услуги набивали на аппарате в несколько заходов. В общем, скоро стало понятно, что подобными рейдами парковщиков не исправить. Ведь объехать за день все стоянки невозможно. Потому-то городские власти и делают ставку на полный вывод с парковок из обращения наличных денег. Первый шаг сделан и в Москве: с 1 сентября на всех муниципальных паркингах, как уже сообщала "РГ", должны стоять кассовые аппараты, и водителю, поставившему машину на стоянку, в качестве подтверждения оплаты обязаны выдать чек. Цены известны: на территории в пределах Садового кольца час пользования парковкой стоит 40 рублей, между Садовым и Третьим транспортным кольцами - 30 рублей, в остальных местах - 25. Но, как предсказывали эксперты, это не спасает москвичей от поборов, ибо предоставить чек практически на любую сумму нелегалам не составляет никакого труда.

Главный же вывод, к которому корреспондент "РГ" пришел в ходе данной операции, состоит в том, что лжеуслуги - это прежде всего порождение дефицита машино-мест в столичных паркингах. К нему горожане привыкли уже настолько, что часть водителей даже не утруждает себя поисками официальной автостоянки и просто паркуются по обеим сторонам улицы и на тротуарах, создавая пробки. Другая часть все-таки пытается пристроить машину именно на парковке - в надежде, что там она в безопасности и никакой эвакуатор не страшен. А кто там деньги собирает - законный парковщик или самозванец, попробуй определи. "Что с чеком, что без чека, легальный парковщик или нелегальный, все равно мою машину никто не защитит от угона, - убежден, например, Константин Федоров, автомобилист с 10-летним стажем. - Но, заплатив нелегалу 100 рублей, я могу стоять на выбранном месте целый день, в то время как на официальной парковке мне придется платить в несколько раз больше".

Для того чтобы московские инициативы стали законными, в Кодексе РФ об административных правонарушениях должно появиться наказание за нарушение правил пользования платными парковками. Об этом московские власти говорят последние лет десять, но законодатели на Охотном Ряду их как не слышали, так и не слышат. Вот и воюет столица с любителями легкого урожая с приватизированного куска асфальта как может. Сергей Мураховский, директор ГУП "Городская служба платных парковок", рассказал корреспонденту "РГ": "Вводимая сейчас новая система предполагает жесткий учет фактической загрузки каждой автостоянки: сколько машин было поставлено, сколько времени они провели здесь. Благодаря ей парковщик не сможет изъять деньги из отчета".

По данным департамента транспорта и связи Москвы, до конца текущего года на всех городских парковках, которые эксплуатирует ГУП "Городская служба платных парковок", планируется установить около 250 паркоматов. Для города в целом - это капля в море, так как, чтобы оборудовать его на всей территории, требуется как минимум около 10 тысяч паркоматов. "Сначала появятся только переносные терминалы, которые требуют меньших капитальных вложений, - добавил Мураховский. - А в будущем - стационарные паркоматы. Обеспечить ими для начала планируется 20 мест". Пока же в Москве всего 6 паркоматов на 108 машино-мест - все на улице Тверской, и еще одна автоматизированная система на перехватывающей парковке - на площади Крестьянской заставы.

Почему же так медленно появляются новые парковки? В департаменте транспорта и связи Москвы объясняют это прежде всего тем, что мешает отсутствие законодательного регулирования парковочной деятельности. "В действующем законодательстве нет даже понятия парковки. Ею может считаться как линейно-протяженный земельный участок, так и часть дороги. Право на создание и эксплуатацию парковки возникает в силу договора аренды земельного участка, а в законе нет запрета на сдачу земель в аренду. Это подтверждается и Указом Президента РФ от 27.06.1998 N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог...", согласно которому передача юридическим лицам в эксплуатацию на платной основе автомобильных дорог оформляется соответствующим гражданско-правовым договором. Нет понятия парковки также ни в Федеральном законе N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ни в Правилах дорожного движения. Поэтому сейчас возмездное пользование парковками осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений и основывается на постановлении правительства Москвы от 22.04.2003 N 291-ПП "Об оформлении земельно-правовых отношений для парковок". Гражданско-правовая природа отношений, в которые вступают владелец и пользователь парковки, реализуется через договорные отношения с водителями и квалифицируется только как кратковременная субаренда части платной парковки в границах машино-места.

А будь все официально - город мог бы использовать собранные от парковок деньги на создание новых автостоянок. Да и бизнес по причине отсутствия четких правил игры идет в это дело неохотно, хотя само оборудование притротуарной парковки (самый простой вариант) из 10-20 мест обходится в среднем в 110-120 тысяч рублей. При условии, считает Мураховский, что в Москве, как, например, в Германии, будут жесткая нормативная база и парковочная инспекция, контролирующая факт оплаты по наличию чека под стеклом. В Москве о создании такой инспекции говорят уже много лет, а воз, что называется, и ныне там.

Есть и еще одна причина слишком медленного прибавления в семействе парковок. Все это требует отвода земли, проектирования, согласования в различных инстанциях. А это в Москве, как известно, длинная песня. Корреспонденту "РГ" тут же привели в пример случай, как крошечную парковку организация оформляет по всем инстанциям уже второй год, а конца и края не видно. Поэтому у муниципалов на всю столицу, в которой уже более 3 миллионов автомобилей, имеется всего 5 тысяч парковочных мест.

Вот и получается, что никаких проблем нет только у нелегалов. Они встают где угодно: набивают, как и набивали, себе карманы собранной мздой.

Охрана порядка