27.09.2007 01:00
Экономика

Аэропорт Пулково передан в собственность Санкт-Петербурга

Впервые в России аэропорт вместе со взлетными полосами может перейти под управление бизнеса
Текст:  Ирина Кобылкина Наталья Орлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4477)
Читать на сайте RG.RU

Аэропорт Пулково указом президента передан в собственность Санкт-Петербурга. Об этом на заседании правительства города сообщила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

Теперь город должен будет реконструировать за свой счет вторую взлетно-посадочную полосу (реконструкция первой была проведена в прошлом году за счет федерального бюджета) и в дальнейшем создать там аэропорт-хаб с пропускной способностью до 22 миллионов пассажиров в год. По предварительным оценкам специалистов, на это понадобится не менее 30 миллиардов рублей. Но город должен изыскать эти деньги, договорившись с бизнесом.

В течение всего 2007 года Петербург готовился к этому событию. Руководство города уже договорилось с властями Ленинградской области о резервировании земельного участка для строительства еще одной - третьей - взлетно-посадочной полосы Пулково. Проведен международный конкурс архитектурных идей нового здания аэропорта. Победителем было признано британское архитектурное бюро Grimshaw&Partners Ltd, проект которого предусматривает возведение гигантского аэровокзала с пропускной способностью в 22 миллиона человек в год.

- Действующий терминал морально и физически давно устарел, - прокомментировала сегодняшнее состояние Пулково Валентина Матвиенко. - У нас уже есть ограничения по приему пассажиров. Мы должны, не затягивая, очень быстро объявить концессионный конкурс на модернизацию.

Как пояснили "РГ" в минтрансе, в этом году министерство решило отступить от прежде твердого правила - не выпускать из своих рук взлетно-посадочные полосы. Прежде развивать бизнес дозволялось только в зданиях аэропортов, терминалах и на прилежащих территориях. А взлетно-посадочные полосы как территория, небезопасная для полетов, оставались в зоне ответственности авиационных властей. Местным властям это даже было удобно - не надо тратиться на их дорогостоящее содержание. А бизнес туда и не лез, поскольку не видел перспективы возврата своих вложений Однако в последнее время износ полос по стране достиг таких размеров, что минтранс решил поделиться этими заботами с регионами.

Он предложил всем желающим взять их под свою опеку. Это дело хоть и прибыльное, но и затратное. Поэтому подавляющему большинству регионов оно оказалось не по плечу. А вот власти Санкт-Петербурга, взвесив все "за" и "против", решили, что их аэропорт на концессионном конкурсе еще может уйти у частников в драку. И дали согласие освободить федеральный бюджет от заботы о нем.

Напомним, что Пулково - крупнейший аэропорт на северо-западе России. Его пассажирооборот в 2006 году составил свыше 5 миллионов человек, прибавив "в весе" относительно 2005 года 9,6 процента. В марте была завершена его приватизация. После чего уставный капитал ОАО "Аэропорт Пулково составил 2 миллиарда 548 миллионов 982 тысячи рублей.

Сейчас специалисты и питерские власти работают над условиями концессионного конкурса, сообщил вчера журналистам вице-губернатор города Юрий Молчанов. И уточнил: "Будем очень стараться объявить конкурс до конца года". Предполагается, что договор о концессии будет заключен на 30 лет. А срок окупаемости вложений инвестора составит 10-15 лет.

Рассматриваются два варианта концессионного соглашения. Первый: инвестор-концессионер занимается реконструкцией взлетно-посадочных полос и впоследствии сможет вернуть вложения за счет сборов оплаты приема самолетов. Второй: инвестор вкладывает средства в строительство нового аэровокзала, и в этом случае он получает доход от системы сервиса для пассажиров.

В Смольном утверждают, что уже сегодня немало крупных фирм, в том числе и европейских, проявили интерес к проекту и готовы вложить до миллиарда долларов в модернизацию аэропорта Пулково.

Справка "РГ"

 Полеты в аэропорт Пулково сейчас осуществляют более 70 авиакомпаний дальнего зарубежья, 26 авиакомпаний СНГ и 120 российских авиакомпаний.

Авиатранспорт Бизнес Санкт-Петербург Северо-Запад