Вчера на открытии выставки "Шанель..." ее куратор Жан-Луи Фроман сказал: "В музее может быть все". И выставка это подтвердила.
То, как бедная малышка Габриэль (таково настоящее имя Коко Шанель) была отдана монахиням на воспитание, как она неудачно дебютировала в кафешантане с песенкой про птенчика-"коко", как ее пригрел богатый офицер - всей этой почти опереточной историей в духе "Мадемуазель Нитуш" на выставке не пахнет. По задумке организаторов должно было пахнуть знаменитыми духами N 5. Но как-то и это не ощущалось. История про бизнес-даму, получившую начальный капитал от "друга", развернувшую шляпочное, а потом пошивочное дело в первую мировую от Биарицца до Парижа, неимоверно разбогатевшую, вернувшую долги, потом ставшую благодетельницей Стравинского и Дягилева, приятельницей великосветских львов Великого князя Дмитрия Павловича и герцога Вестминстерского, художников и поэтов Пикассо и Риверди, хотя и была оглашена, но под сурдинку. Вся эта документалистика - фото, письма, альбомы, зарисовки - забрана в витрины и выставлена в полутемную колоннаду музея. Главным же на выставке считается стиль Шанель, переживший свою создательницу.
Поэтичный, но лаконичный Жан-Луи Фроман и тут попал в самую точку, сказав, что главное в творчестве Коко Шанель - это время. И тут все экстравагантные на первый взгляд новации Мадемуазель - от знаменитого скромного укороченного "черного платьица" до короткой стрижки и "кровавой" губной помады - все они выстраиваются во вполне обоснованную концепцию. Женщины (да и мужчины) военного и послевоенного времени стали остро ощущать дефицит времени. С новым простым кроем платья не было проблем, чтобы быстро одеться/раздеться. Черный цвет - практичный, поскольку немаркий. Короткая стрижка - гигиенична плюс еще экономия на мытье головы. Помада цвета крови - броская, как сигнал семафора. Это было время расцвета плаката. Несминаемая ткань джерси, которую ранее использовали лишь для исподнего, тоже практична. Британский, и прежде считавшийся типично мужским материалом, твид тоже удобен. Возможно, отсюда начинается путь к моде "унисекс". Не столь важно, что некоторые такие открытия, как короткая стрижка, избавление от корсетов и укороченное платье, были сделаны не Шанель. Ведь и открытый Колумбом континент назван не его именем. Так или иначе, в истории эти новации закреплены за Мадемуазель.
Притягивать открытия Шанель к открытиям тогдашнего современного искусства - дело очень изощренного ума. Вряд ли она имела представления о "Черном квадрате" Малевича или "черной серии" Родченко (последнего все же "привлекли" к выставке). Однако можно сказать, что Шанель взяла у художников метод работы. Она никогда не делала эскизов, работая, так сказать, по-живому, на манекенах, прямо ножницами. Не напоминает ли это знаменитые деколлажи Матисса, когда тот просто вырезал силуэты из цветной бумаги. Вероятно, модельерша чувствовала и тягу искусства XX века к монохрому - черному, красному... Но в минималисты ее записывать все же не стоит.
Концепт Жан-Луи Фромана (кстати, одного из ведущих кураторов именно современного искусства и директора Центра пластических искусств в Бордо) заключается в напористом осовременивании Шанель любыми способами и любыми материалами. В разделы "Красный", "Черный", "Золотой", "Твид", "Пески" он отважно подверстывает опусы своих друзей, современных художников. Иногда это озорно работает, как в случае с Фабрисом Ибером, сделавшим красный квадрат из поцелуев помады Шанель. Или как с сумасшедшим барочным зеркалом Джеффа Кунса, специалиста по китчу. Оно висит, как в раздевалке, в разделе "Золотое" (или "Венеция"). Говорят, в Венеции Шанель была поражена византийской роскошью Сан-Марко, золотом мозаик и икон. Она даже выпустила серию шикарных, золотом расшитых платьев. И тут, кажется, она изменила своему вкусу и принципу: "Остерегайтесь оригинальности; в женской моде она может привести к маскараду". Но ведь на то она и была Мадемуазель, чтобы все время что-то нарушать.