27.09.2007 02:00
Культура

"Реальный театр" переехал в Нижний Новгород

Знаменитый фестиваль "Реальный театр" временно переехал
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4477)
Читать на сайте RG.RU
Фестиваль, придуманный его художественным директором Олегом Лоевским в 1990 году в Екатеринбурге, называется "Реальный театр". Предваряющий "Золотую маску", он дает одну из самых ярких и концентрированных срезов театрального момента, позволяя экспертам национальной премии в своем выборе ориентироваться на вершины "Реального театра".

В нынешнем году случилось необычайное - "Реальный театр" переехал в Нижний Новгород. Говорят, на время. Может быть, в чем-то город еще не готов к такому большому театральному событию. Но одно очевидно - ни на что не похожая красота, широта волжских разливов, головокружительная крутизна откосов, разнообразие и богатство архитектуры, молодая и энергичная генерация нижегородцев позволяют ему стать идеальным фестивальным городом.

Обычно программа "Реального театра" не имеет никакой особой темы. Но на нынешнем фестивале тема возникла из недр театральной технологии. Самые яркие спектакли основной программы связаны с этюдным методом, потоком импровизации, который актеры превращают в неотъемлемую часть театральной эстетики.

Так сделан "Гамлет" Николая Коляды в екатеринбургском "Коляда-театре". Поверх текста шекспировской трагедии Коляда и его актеры пишут свой собственный, суггестивный, полный нутряной, дикой, варварской энергии и силы театральный текст, в котором на наших глазах из звероподобного первобытного хаоса рождается первый христианский человек - Гамлет. Не борец и не мечтатель, этот Гамлет в исполнении хрупкого, тоненького Олега Ягодина решительно отказывается от убийства, впервые в этом мире предпочтя роль того, кто слабее всех - роль жертвы.

Встык этому пульсирующему энергией "Гамлету" был показан совсем иной спектакль - "Болезни молодости" питерского "Театра Поколений" им. Зиновия Корогодского. Но и он живет стихией этюдов, в каждом жесте молодые актеры демонстрируют свободное ориентирование в чужой традиции, в эмоциональном и культурном опыте рафинированной венской среды. Очевидно, что для них самым важным становятся параллели между декадансом начала ХХ века и эмоциональным опытом их сверстников. Пьесу знаменитого австрийского драматурга Фердинанда Брукнера, которая впервые переведена специально для них, поставил американский профессор Адриан Джурджа, а сценическое пространство оформил сын Корогодского Данила.

В напряженный диалог о времени на следующий день вступил Магнитогорский драматический театр им. Пушкина со спектаклем, о котором ходили самые интригующие и противоречивые слухи. Речь идет о "Грозе" Островского в постановке Льва Эренбурга (Санкт-Петербург). Весь построенный на актерской импровизации, весь состоящий из этюдов на тему знаменитой пьесы, этот спектакль (как и работа Бориса Цейтлина на темы "Сна в летнюю ночь" в Пермском театре драмы, тоже основанная на этюдном методе) нуждается в отдельном разговоре. Как и рассказ об удивительной встрече, которая состоялась в Нижегородском ТЮЗе с Резо Габриадзе (он и его спектакли "Сталинградская битва" и "Локомотив" были гостями фестиваля).

А пока актеры на сцене обнаруживали границы и возможности этюдного метода, прекрасный режиссер Вячеслав Кокорин (Нижегородский ТЮЗ) проводил мастер-класс на тему: "Алхимия восприятия (Михаил Чехов и современная актерская техника)", в котором речь прежде всего тоже шла об импровизации.

Театр