Без развития морских портов на Дальнем Востоке невозможно решить социальноэкономические проблемы региона. Такая мысль была высказана на очередном заседании морской коллегии при правительстве РФ, которое состоялось в Приморье во вторник. Для его проведения в край, где находятся шесть из 25 дальневосточных портов, специально прибыл первый вице-премьер Сергей Иванов.
На территорию порта первого вице-премьера доставил вертолет, поэтому у Сергея Иванова была прекрасная возможность с воздуха оценить масштабы работы и уровень развития порта Восточного. Работа в порту в это время кипела вовсю - например, у причалов контейнерного терминала готовились к рейсу огромные океанские корабли. Чуть позже, говоря о главных морских воротах России на Тихом Океане, вице-премьер заметил:
- Можно сказать, что порт Восточный уникален. Сегодня у России есть только два полноценных океанских порта - один здесь, второй в Мурманске. Восточный - это природная глубоководная гавань, где не нужно проводить дорогостоящие дноуглубительные работы.
Вице-премьер поддержал идею о субсидировании железнодорожных тарифов для грузоотправителей
Вместе с тем, в ходе заседания морской коллегии Сергей Иванов дал понять, что портовикам и государственным чиновникам есть над чем работать. Как подчеркнул Иванов, проблема развития портов носит не финансовый, а скорее организационный характер - зачастую отсутствует координация между портовыми службами и компаниями, не всегда понятны механизмы таможенного оформления грузов. Ситуация должна измениться с принятием Федерального закона "О морских портах", который сейчас рассматривается в Госдуме, однако многое будет зависеть и от ответственности людей "на местах".
Должна помочь развитию портов и федеральная целевая программа "Морской транспорт", которая предусматривает выделение 74 миллиардов рублей. Губернатор Приморья Сергей Дарькин считает, что в новой дальневосточной судоходной компании может быть не менее 160 единиц флота, которые будут выполнять все виды морских перевозок. Необходимо, по мнению губернатора, и создание в Приморском крае новых судостроительных заводов - иначе построить современный конкурентоспособный флот мирового уровня будет очень сложно.
Вице-премьер Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин сошлись во мнении, что современный порт не может функционировать без развитых железнодорожных и автомобильных подходов. А они на Дальнем Востоке оставляют желать лучшего - давно требуется строительство второй железнодорожной колеи через реку Партизанскую вблизи порта Восточного, автомобильная трасса Владивосток - Находка тоже не соответствует современным требованиям. Поэтому, как заявил Игорь Левитин, правительство намерено выделить миллиарды рублей на модернизацию транспортной сети южного Приморья, в том числе железнодорожной.
Обсуждалась на морской коллегии и проблема непомерно высоких железнодорожных тарифов. Так, по итогам 2006 года грузооборот Восточного порта упал на треть в результате резкого повышения стоимости грузоперевозок по Транссибу. И хотя в нынешнем году порт восстановил прежние показатели, его развитие в значительной мере сдерживается ростом железнодорожных тарифов. Кроме российских компаний грузы через Транссиб в западную Европу отправляют компании из Юго-Восточной Азии. В свое время железная дорога потратила немало средств, чтобы доказать соседям по Дальневосточному региону, что транспортировка грузов в Европу именно по Транссибу - наиболее быстрая и безопасная. Однако растущие тарифы ставят этой политике подножку.
Сергей Иванов поддержал идею о субсидировании тарифных ставок для грузоотправителей, перевозящих свою продукцию по Транссибу. Иначе, подчеркнул вице-премьер, у них не будет стимула возить грузы по этой магистрали, что отрицательно скажется на развитии портов на Дальнем Востоке.
По словам министра транспорта Игоря Левитина, при грамотном планировании грузооборот дальневосточных портов реально увеличить с нынешних 70 до 140 миллионов тонн в год. Как стало ясно в ходе заседания морской коллегии, большую часть этого роста обеспечит строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, строительство которого намечено завершить к 2012 году. Глава Роснефти Сергей Богданчиков оценил будущие объемы отгрузки жидких углеводородов в приморских портах на уровне 40-45 миллионов тонн в год.