В авиации такие мероприятия называют "выкаткой". Новый лайнер действительно выкатывает из ангара специальный тягач. Презентация ограничивается внешним осмотром. В салон и кабину самолета никого не пускают. Там просто нечего смотреть, поскольку "начинку" еще только предстоит установить на лайнер.
И все-таки это событие с большой буквы, давняя традиция всех самолетостроительных компаний. Ведь именно этой машине предстоит впервые подняться в воздух. А "Суперджету" - еще и открывать дорогу в небо новому семейству гражданских авиалайнеров. Такого в современной России еще не было.
Презентацию SSJ обставили с соответствующей помпой. Вел церемонию специально выписанный из Москвы комментатор НТВ Алексей Пивоваров. Были организованы телемосты с Канадой, Италией и Францией. А многочисленных иностранных гоcтей повсюду встречали лозунги на английском: "The time is go" - "Время пошло". По-видимому, имелось в виду, что наконец-то настало время строить в России суперлайнеры, полностью удовлетворяющие международным стандартам. Презентация обошлась без "фишек" вроде фейерверков или поливания шампанским корпуса самолета. Зато гости и хозяева охотно фотографировались на фоне сверкающего свежей краской "Суперджета" и ласково гладили его по лакированному брюху.
Вообще, с SSJ сложилась уникальная, по нашим меркам, ситуация. Еще не испытанный в воздухе, он совершил маленькую революцию на земле. Прежде всего этот самолет строят в международной кооперации, где участвуют известные гранды вроде американского "Боинга". Все делается по последнему слову науки и техники.
Это обстоятельство сумели оценить авиаперевозчики не только в России, но и за рубежом. Еще не запущенный в серию авиалайнер стал пользоваться все возрастающим спросом. Как заметил вчера Сергей Иванов, на "Суперджет" уже имеются 73 заказа. Покупатели - главным образом российские компании. Но 10 самолетов решила приобрести итальянская "Алиталия", два заказала армянская "Армен авиа". И прямо вчера венгерская авиакомпания "Малев" заявила о том, что рассматривает вопрос о приобретении 15 "Суперджетов". Прогноз на производство базовой модели самолета за последний год увеличился почти в 2 раза - с 750 до 1400 машин.
По словам генерального директора компании "Сухой" Михаила Погосяна, новый лайнер претендует на собственное место в международной линейке самолетов с дальностью полета до 3 тысяч километров. А их потребность в мире оценивается 6 тысячами машин.
Авиаперевозчики знают еще об одном преимуществе SSJ. Он максимально унифицирован, то есть по желанию заказчика самолет готовы выпускать в трех вариантах - на 75, 95 и 130 пассажирских мест.
Сергей Иванов вчера не скрывал, что этот проект во многом определит дальнейшую политику Объединенной авиастроительной корпорации.
- Создание "Суперджета" заложило твердую основу для реализации других перспективных программ ОАК, - заметил первый вице-премьер.
Речь в первую очередь идет о прикладных аспектах SSJ. Ведь при проектировании этой машины впервые в России на всех этапах использовали только цифровые технологии.
Создатели "Суперджета" обещают, что первый опытный образец поднимется в воздух до конца нынешнего года, а с осени будущего лайнер запустят в серию.
- В 2008 году мы поставим заказчикам 6 таких машин, - уточнил Михаил Погосян.
Учитывая, что базовая цена каждого самолета достигает 28 миллионов долларов, реализация этого проекта сулит его создателям немалую прибыль. За счет налогов неплохо заработает и государство.
Однако кроме международного престижа и выгоды "Супер-джет" ценен еще одним обстоятельством. Его появление на внутренних авиалиниях неминуемо повлечет модернизацию большинства российских аэродромов. Сегодня принимать SSJ способны только крупные города. По оценке министра транспорта Игоря Левитина, до 80 процентов региональных аэродромов пока делать это не могут. Одних подводит некондиционное покрытие взлетно-посадочных полос, других - устаревшее аэронавигационное оборудование. "Суперджет" как раз тот случай, когда отдельно взятый проект инициирует развитие целой отрасли.