28.09.2007 04:14
Общество

Семья белгородских фермеров принимала в гостях Владимира Путина

Ирина и Юрий Павленко доказывают, что крестьянский труд может приносить доход
Текст:  Сергей Антонов (Белгород)
Российская газета - Неделя - Черноземье: №0 (4478)
Читать на сайте RG.RU

Супруги Павленко из маленького поселка Яковлево неожиданно прославились на всю страну - в ходе поездки по региону к ним в гости заехал президент Владимир Путин, пожелавший посмотреть, чем и как живут самые обычные, но в то же время очень трудолюбивые белгородцы.

Два года назад Ирина и Юрий и предположить не могли, что когда-нибудь они превратятся в самых настоящих фермеров и источником дохода семьи будет не мизерная сельская зарплата, а подсобное хозяйство, а сами они станут живым опровержением мифа о вымирающей русской деревне.

Вообще, слова "ферма" супруги почему-то старательно избегают, предпочитая употреблять термин "личное подсобное хозяйство". Хотя, в западном понимании, они именно фермеры: два десятка коров, свиньи, козы, гуси, два с половиной гектара пастбищ - все это на "подсобное" уж никак не тянет.

Всерьез заниматься своим подворьем мы начали где-то полтора года назад, - рассказывает Ирина Павленко. - Решение далось трудно. Примерно месяц мы с мужем обдумывали - не прогорим ли? Соседи отговаривали: мол, зачем берете на себя такую обузу? Но мы не стали никого слушать - все взвесили и, как оказалось потом, не прогадали.

Когда-то, теперь уже в "прошлой жизни", Ирина и Юрий были самыми обычными сельскими жителями. Он - водитель у местного предпринимателя, супруга - озеленитель на одном из предприятий. Выживали как все деревенские: огород и зарплата, которую приходилось считать чуть ли не по копейкам. А сейчас Павленко - "белые вороны". В Яковлево - это довольно крупный поселок с населением в несколько тысяч жителей - они такие одни, всего же по району подобного рода мелких "фермеров" от силы десятка три. Как раз те, кто не стал плыть по течению, а воспользовался шансом, который предоставили государство - кредиты в рамках национального проекта "Развитие АПК" оказались вполне доступны, и область - здесь существует целая программа, призванная поддержать личные подсобные хозяйства.

- Вообще, я, конечно, хочу сказать, что это труд, - вздыхает Ирина Михайловна, - и труд не из легких. Это и нервы, и бессонные ночи. Рабочий день наш начинается с шести утра, а заканчивается порой за полночь. Пока светло - огород, заготовка сена. Потом начинается кормление-поение. И в итоге, пришел, помылся - уже и спать надо.

Несмотря на это, своей жизнью супруги довольны - во всяком случае нуждаться они перестали. Многие односельчане, признаются супруги Павленко, им завидуют, хотя никакого везения здесь нет, всего добились-то сами.

- Дают же кредиты всем, - замечает Юрий Григорьевич, - берите, пожалуйста. Мы - захотели, пошли в "Россельхозбанк" - и получили деньги без проблем.
- Дело, скорее всего в том, - вступает в разговор Ирина, - что народ просто обленился. Потому что, повторюсь, сельский труд - он неблагодарный, сколько не работай, этого не видно: встали утром, накормили скотину - а где результат? Его сразу-то нет. Для сравнения, возьмем то же озеленение. Я, к примеру, посадила цветы. Вот они - цветут, пахнут - это итог моей деятельности. Здесь такого не будет: сколько ты коровам ни носи - все съедят, и только потом, через год, или даже больше, увидишь прибыль, которая окупит все с лихвой. Есть и другой момент. С работой в селе, сами понимаете, проблематично. На высокооплачиваемое место попасть сложно - нужно и образование соответствующее, и опыт, а у нас и возраст уже не тот - пятый десяток пошел. На рынке труда, такие как мы с мужем - не востребованы. Вот и получается, что односельчане от безделья либо начинают спиваться, потому что не желают ничего делать, либо идут за гроши куда-то устраиваются. Что такое работа санитарки за тысячу рублей? У меня, например, такой характер, что я лучше уберу за коровой. Потому что люди, к сожалению, существа неблагодарные, а когда я за животными я ухаживаю - то хотя бы чувствую что-то в ответ, они хоть и не разговаривают, зато все понимают. Правда и нервов и сил на них тратится больше - заболела телочка, я уже переживаю за нее, что случилось, думаю, не сплю даже, бывает.

Однако, естественно, не подворьем одним живут Ирина и Юрий. Она обожает вязать: поделки сделанные ее руками, действительно впечатляют. Юрий Григорьевич - заядлый рыбак. "Причем тратит на хобби это, не только все свободное, но иногда даже и несвободное время", - с улыбкой укоряет жена. А еще в доме живет шесть кошек, столько же собак. "Не специально так, поровну - получилось просто", - смущенно отвечает на закономерный вопрос Юрий.

Но главная радость жизни для них обоих - это дети. Причем не свои. Родная дочь уже давно выросла, вышла замуж и живет далеко. Когда-то Павленко сдавали квартиру женщине с двумя детьми, а затем мать бросила их. Ирина и Юрий взяли детей к себе. Сейчас оформляют опеку. Младшая - Настя - в этом году пошла в первый класс, тринадцатилетний Игорь - в седьмой. Оба по мере сил и возможностей помогают по хозяйству.

Сейчас основная забота для всей семьи - ремонт в доме, который будет делаться параллельно с хозяйственными хлопотами. В планах - взять второй кредит, чтобы поставить новый сарай и купить еще с десяток телят.

- Мы за эти два года уже совсем привыкли к крестьянской жизни, - философствует Ирина Михайловна, - хоть и жили в свое время в Москве, но городскими никогда не были. Наши корни здесь - в селе...

Образ жизни АПК Белгородская область Центральная Россия