28.09.2007 02:00
Власть

Валерий Выжутович: Путин посрамил гадателей на кофейной гуще

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4479)
Читать на сайте RG.RU
Двухнедельная пауза между отставкой правительства и объявлением его нового состава понадобилась президенту, кажется, только для того, чтобы вновь опрокинуть прогнозы и посрамить предсказателей. Административная революция, которую пророчили многочисленные гадатели на кофейной гуще, не свершилась.

Почему Путин отверг "хирургическое вмешательство" и предпочел "терапию"? Тому есть немало причин, и одна из них - самая простая: президент в целом доволен работой прежнего кабинета. И когда сообщение о структурных и кадровых переменах глава государства, приехав в Белый дом, начал с благодарности команде Фрадкова, это не было данью аппаратному этикету. Сохранением правительственного костяка за вычетом трех министров Путин дал понять, что некоторая предвыборная расслабленность, отмеченная им в работе фрадковских подчиненных, не перечеркивает позитивных результатов и основанием для массовых отставок служить никак не может.

Теперь об изменениях. Структурные сводятся к появлению еще одного вице-премьера (им стал Алексей Кудрин, сохранив за собой пост министра финансов) и созданию двух федеральных комитетов - по рыболовству и по делам молодежи. Ну и еще одна небольшая новация: президент вывел Росфинмониторинг из состава минфина.

Президент снова показал, что не принимает кадровые решения под давлением, от кого бы они ни исходили, хоть от широких трудящихся масс, хоть от партийных вождей

Что будут представлять собой два новых комитета? Для начала заметим: один из них не такой уж и новый. Ведомство, отвечающее за рыбное хозяйство, ранее существовало. Называлось - Госкомрыболовство. Теперь оно воссоздается. К тому шло. На заседании Госсовета, состоявшемся месяц назад в Астрахани, президент резко критиковал российскую рыбную отрасль. За низкую эффективность. За неспособность поставить заслон браконьерству. За беспредельную коррумпированность. Тогда же было сказано, что отрасль курируют 16 ведомств, ни одно из которых не отвечает за конечный результат. И тогда же прозвучало предложение вернуть рыбохозяйственный комплекс в одно ведомство, возложив на него, как было прежде, всю ответственность за сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов. При этом ввести госмонополию на оборот осетровых и черной икры.

Госкомитет по делам молодежи тоже возник не вдруг. Еще весной об этом заговорили в Госдуме. Был даже подготовлен законопроект "О государственной молодежной политике в РФ". Стало ясно, что затянувшейся беспризорщине тех, кого раньше называли комсомольцами, а ныне кличут сообразно всем цветам политической радуги, скоро будет положен конец. И вот создано "молодежное" ведомство. Оно займется "определением государственной молодежной политики, созданием условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, занятия спортом, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей". Под крыло Отечества будут взяты граждане в возрасте от 14 до 30 лет, связанные теми или иными идейными узами.

В постсоветской России это третья попытка оказать молодежи государственное внимание. Но ни постановление Верховного Совета (1993 г.), предписывавшее правительству и субъектам Федерации принять меры по обеспечению дополнительных гарантий молодежи, ни Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995 г.), обещавший субсидии им, практического развития не получили. Что на доброе дело денег в казне не хватило - это дежурное объяснение. Тогда денег не было, а теперь вдруг нашлись? Несерьезно. Просто прежняя власть не знала, что такое "оранжевая" угроза, а на "марш несогласных" в ту пору выходила лишь пенсионная гвардия под красными стягами. Тогда не было, впрочем, и юных энтузиастов с ликом Ельцина на майках. Поколение выбравших пепси тусовалось на дискотеках, а не в политическом "бункере". Теперь - иное. В стране около 20 тысяч зарегистрированных молодежных организаций и почти 200 тысяч незарегистрированных. Помогать всем подряд государство не станет. Поддержку (информационную, материальную и финансовую) получат только молодежные объединения, прошедшие регистрацию. Таковая имеется у немногих.

Об изменениях в кадровом составе правительства можно сказать то же самое: они назревали, сенсаций нет и тут. И если имеются некоторые отличия между ушедшими и назначенными, то они минимальны. Скажем, Герман Греф был, несомненно, политической фигурой, в каком-то смысле - "витриной" либеральных реформ. Сменившая его Эльвира Набиуллина тоже является приверженцем экономического либерализма. Этим назначением президент обозначил преемственность курса. Уж точно нельзя заподозрить, что новый глава минэкономразвития олицетворяет собой отказ от реформ.

Покинул правительство и Михаил Зурабов. Его отставка была более чем предсказуема - ее давно ожидали. Глава минздравсоцразвития служил постоянным генератором народного недовольства, объектом думской критики, сопровождаемой возгласами: "Долой!". Правда, многим казалось, что Зурабова отправят в отставку в самый нужный момент - на пике предвыборного ажиотажа. Но Путин и тут поступил вопреки прогнозам. Он расстался с Зурабовым без лишних слов, поместив его в ряд с другими отставниками и не позволив ни одной из партий преподнести смещение нелюбимого народом министра как собственную политическую победу. Президент снова показал, что не принимает кадровые решения под давлением, от кого бы они ни исходили, хоть от широких трудящихся масс, хоть от партийных вождей. А назначение вместо Зурабова Татьяны Голиковой, ранее занимавшей пост замглавы минфина, подтвердило другую тенденцию: усиливается финансовый контроль во всех правительственных подразделениях. С этой миссией пришел в минобороны Анатолий Сердюков. Не в последнюю очередь с этой задачей занял премьерскую должность бывший руководитель Росфинмониторинга Виктор Зубков.

Тройку уволенных замыкает министр регионального развития Владимир Яковлев. К нему долго копились претензии. Главная из них - ошибки и просчеты в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Министерство регионального развития курировало этот проект. И, по мнению думского большинства, курировало не ахти как успешно. Но что же на самом деле мешает наращивать производство квадратных метров? Только отсутствие руководящей воли? Или есть вещи посерьезнее? Яковлев полагал, что есть. "Объемы строительства будут расти. И в том, что к 2010-му мы выйдем на 80 миллионов квадратных метров в год, у меня сомнений нет, - утверждал министр. - Но не должно быть иллюзий, что после реализации этого проекта жилье тотчас станет доступным всем и каждому". Думаю, также надо оставить иллюзии, что оно подешевеет путем правительственных перестановок. Проект чрезвычайно сложный. Его реализация не поддается административному авралу.

Госуправление