Как считает министр природных ресурсов Юрий Трутнев, "план затрагивает все стороны утилизации попутного газа и способен, на наш взгляд, проблему решить, но только совместными усилиями целого ряда ведомств". В числе ведомств, ответственных за его реализацию, - минпромэнерго, минэкономразвития, минфин, МПР, Ростехнадзор, Федеральная служба по тарифам, "Газпром" и РАО "ЕЭС России". Но заметим, что в России до сих пор не принят федеральный закон "О попутном нефтяном газе".
Сейчас из 55 миллиардов кубометров ПНГ, извлекаемых ежегодно, перерабатывается около 26 процентов. Порядка 35-40 миллиардов кубометров в год сжигается в факелах. Суммарный эффект от переработки этих объемов, по оценкам МПР, может составить 362 миллиарда рублей в год. Это не что иное, как стоимость высококачественных жидких углеводородов, пропана, бутана и сухого газа, производимых при переработке ПНГ.
Проблема сжигания попутного газа в факелах имеет многолетнюю историю. Традиция бросового отношения к этому ресурсу невероятно устойчива. Лишь после Послания главы государства Федеральному Собранию в апреле этого года ситуация начала меняться. Владимир Путин выделил две главные болевые точки отечественного ТЭКа. Необходимость глубокой переработки нефти и производства продукции с высокой добавленной стоимостью уже стала частью стратегии флагманов отрасли. А "проблемой номер два" было названо именно сжигание попутного нефтяного газа.
Действительно, то, что на языке экономистов принято называть "упущенной выгодой", впечатляет. Но пока нефтяникам нет смысла инвестировать в газоперерабатывающие заводы, поскольку регулируемая государством цена ПНГ - около 400 рублей за тысячу кубометров - делает его продажу невыгодной. А штраф за сжигание газа мизерный - до 40 тысяч рублей и взимать его можно только один раз в год. Кроме того, несколько лет назад, когда начался резкий рост добычи нефти, строительство инфраструктуры по утилизации ПНГ просто не успевало за столь быстрым темпом производства сырья. Скажем, переработку попутного газа в Тюменской области обеспечивают девять ГПЗ. В сумме они утилизируют около 15 миллиардов кубометров ПНГ в год. Итак, нет ни экономических стимулов, ни суровых санкций. Это положение и намерено выправить МПР.
Можно вспомнить, что основные идеи нового подхода были озвучены в июне этого года на совещании с участием представителей нефтяных компаний в Ханты-Мансийске. Тогда Юрий Трутнев заявил, что "время нефтяных факелов прошло". И пояснил: "Теперь нефтяным компаниям предстоит либо утилизировать попутный нефтяной газ, либо по-прежнему его сжигать, но платить за это большие штрафы".
Для этого необходимо лишь внести изменения в действующее постановление правительства РФ от 2003 года "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ...". Сейчас стало известно, что эти изменения Ростехнадзор должен подготовить к декабрю этого года. С 1 января 2011 года будет введена прогрессивная шкала платы за выбросы ПНГ. Поясним, что 95 процентов утилизации ПНГ - это технологически возможный потолок.
Документ МПР предусматривает обязывать недропользователей разрабатывать проектную документацию на использование попутного нефтяного газа, устанавливать приборы учета ПНГ на месторождениях.
Предложены и меры, стимулирующие рациональное использование попутного нефтяного газа. Среди них - обеспечение приоритетного доступа к единой национальной электрической сети поставщиков электроэнергии, вырабатываемой на газотурбинных и газопоршневых тепловых электростанциях из ПНГ. Кроме того, есть идея ввести налоговые и таможенные льготы для предприятий, реализующих проекты по рациональному использованию попутного нефтяного газа.
Конечно, попытки образумить нефтяников предпринимались и раньше, но это были локальные инициативы вроде нашумевшего законопроекта, разработанного депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа в конце 2006 года. Его суть в том, чтобы экологические санкции были соразмерны наносимому ущербу. Как отмечают специалисты, концентрации окислов азота и серы фиксируются на расстоянии 1-3 километра от факела, сероводорода - 5-10 километров, а окиси углерода и аммиак - до 15 километров. Это приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхов, поражений печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения. Но одной территорией ХМАО "зона бедствия", разумеется, не ограничивается, что и вызвало к жизни сначала жесткую оценку ситуации президентом, а сейчас - системные меры профильного министерства.