02.10.2007 03:10
Власть

В новом правительстве России во главу угла поставлены финансисты

Финансовое ведомство усиливает контроль над бюджетными потоками
Текст:  Татьяна Конищева
Российская Бизнес-газета - : №0 (623)
Читать на сайте RG.RU
Глава нового кабинета министров Виктор Зубков на состоявшемся в пятницу совете по конкурентоспособности явно дал понять, что экономический курс правительства меняться не будет. В ближайшее время ждать снижения налогов, налоговых льгот и распечатывания средств Стабфонда ожидать не приходится.

На заседании вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, поддержав премьера, ответил на накипевшие у бизнеса вопросы. Так, сказал он, предыдущий кабинет облегчил налоговое бремя. Ставка НДС снижена на два процента - до 18, ЕСН - до 26 процентов. А в результате стало не хватать денег на пенсии. Планируется, что дефицит Пенсионного фонда в будущем году составит триллион рублей. Пополняться он будет из фонда национального благосостояния. Что касается налоговых льгот, то, подчеркнул Кудрин, минфин вообще всегда был против их введения и сегодня позиция ведомства по этому вопросу не изменилась.

Единственное, что может ожидать бизнес от правительства в ближайшее время, так это то, что минфин и минэкономразвития подготовят единую стратегию формирования и работы институтов развития и представят ее в правительство.

Новый состав российского кабинета министров сразу не позволил говорить о консолидации позиций всего финансово-экономического блока правительства. Повышение министра финансов в ранг вице-премьера означает на деле, что экономическая политика теперь будет двигаться в одном направлении, так как все финансовые рычаги будут фактически сосредоточены в одних руках.

Настройка правительства проведена с математической точностью. Финансисты поставлены во главу угла. Формулировки можно давать разные. Суть одна - все бюджетные средства оказались под присмотром людей, хорошо разбирающихся в финансах и знающих, как и по каким каналам эти потоки идут.

Вместо минэкономразвития отбором проектов для финансирования из Инвестиционного фонда займется минрегион. Сам фонд будет передан в ведение этого же ведомства. Минимальная доля участия частного инвестора в совместных с государством проектах должна быть не меньше 25 процентов. А отбираться они будут на конкурсной основе. И окончательное решение по ним остается за специальной правительственной комиссией.

Забирают у минэкономразвития и часть, причем большую, федеральных целевых программ. Те, которые относятся к регионам, попадут в ведение минрегиона, а строительство дорог - в мин- транс. Соответствующие постановления правительства пока только готовятся, сказал Кудрин. Что останется в минэкономразвития? Похоже, только ВТО, особые экономические зоны, общая координация и подготовка экономических стратегий, прогнозов и так далее.

Минрегион же превращается, по словам премьера Зубкова, в весьма влиятельное ведомство, получив в свое распоряжение Инвестфонд. Правда, с одной небольшой оговоркой. Решение по проектам остается за специальной комиссией. Куда скорее всего войдет и министр финансов, занимая по совместительству должность вице-премьера правительства. Передача такого количества полномочий в минрегион на фоне того, что регионы оказались, как всегда, плохо готовы к зиме, кажется вполне логичной. Правда, новому министру Дмитрию Козаку придется в кратчайшие сроки решать сложные задачи. Ведь за ним заодно закрепили и реформирование ЖКХ. К слову, Алексей Кудрин уже успел напомнить, что в текущем году регионы получили серьезные дополнительные доходы и приблизительно половину из них они направляют на развитие ЖКХ.

Назначение главы Федерального казначейства Татьяны Нестеренко на должность заместителя министра финансов вместо Татьяны Голиковой подтверждает курс на консолидацию финансовых потоков. Татьяна Нестеренко прекрасно отладила работу ведомства, которое проводит кассовые операции в ходе исполнения федерального бюджета. Она контролирует соблюдение бюджетного законодательства, распределяет доходы, поступающие в казну между бюджетами всех уровней. Потому-то ей будет легко отследить как, куда и кому переводятся бюджетные потоки.

Минфин же, на наш взгляд, начинает приобретать черты, которые сложились у ведомства Сергея Юльевича Витте (конец XIX-начало XX веков) - самого, пожалуй, авторитетного министра финансов царской России. Его кредо - лучший министр финансов тот, кто может отговорить государя от необоснованных трат и отложить запас "на черный день".

В результате Витте удалось создать суперведомство, которое управляло всей внешней и внутренней торговлей, ведало сбором налогов и таможней, вершило контроль над банками, причем не только государственными. Со временем и частные банки попали под контроль минфина. В руки финансового ведомства были переданы железные дороги, судоходство и промышленность. Витте удалось создать свою собственную дипломатическую службу, которая не подчинялась МИДу. Дипломатические агенты минфина за рубежом поставляли информацию о финансах, денежном обращении и экономике других стран, готовили почву для укрепления взаимоотношений этих стран с Россией.

По численности государственных служащих минфин был одним из крупнейших в России, уступая лишь военному министерству. В 1906 году численность чиновников достигла (включая центральный аппарат и все подчиненные структуры) 13 тысяч человек.

Госуправление Минфин