Институт политических исследований:
- Согласие Владимира Путина возглавить избирательный список "Единой России" еще не означает переход нашей страны от президентской республики к парламентской. По Конституции Россия остается президентской республикой, хотя, конечно, роль парламента будет возрастать. Мы все больше приближаемся к французской модели политического устройства, при которой парламент играет очень значительную роль во время назначения премьер-министра. По сути дела, в нашей стране сейчас идет формирование принципиально новой политической системы - это так называемая система доминантной партии. Такая система выстроена, например, в Японии: там правит уже много лет Либерально-демократическая партия. Такая же система построена в Швеции, где у власти на протяжении многих избирательных циклов лидирует Социал-демократическая рабочая партия. Эти партии, находясь у власти на протяжении десятилетий, привели свои страны к небывалому процветанию. Это же задание получила и "Единая Россия". Я думаю, что на роль следующего президента подходят все ключевые лидеры из команды Владимира Путина: нынешний премьер-министр, оба первых вице-премьера, министр регионального развития Дмитрий Козак и другие. С каждым из них он бы мог сработаться и дальше вне зависимости от того, какую роль для себя выберет: премьер-министра или лидера партии.
Глеб Павловский,
Фонд эффективной политики:
- Никакой речи о "перетекании" президентской республики в парламентскую у нас пока не идет. Но в нашей стране, определенно, наступает новый этап демократизации. Мы отходим от принципа, в соответствии с которым центр принятия решений, вся инициатива были сосредоточены в Кремле. Теперь у нас вне Кремля появляется равный ему центр влияния - это парламентское большинство со своим ярким лидером. У нас будет сильный президент, который будет иметь дело с сильным лидером партии. Владимиру Путину предстоит осваивать новую очень важную для страны роль: роль лидера общества, у которого в руках находится такой могучий инструмент влияния, как партия парламентского большинства. И с этой точки зрения я считаю, что для него было бы понижением как переход на должность премьера, так и возвращение в президентское кресло.
Валерий Хомяков,
Совет по национальной стратегии:
- По Конституции наша страна была и остается президентской республикой, - если "Единая Россия" не начнет менять Основной Закон. Но роль парламента в будущем, очевидно, у нас возрастет - при условии, что Владимир Путин останется надолго лидером "Единой России". Кстати, теперь все остальные политические организации, рассчитывающие попасть в парламент, должны будут активизировать партийное строительство: им всем теперь нужно что-то придумать, чтобы сохраниться при резко усилившейся "Единой России". Серьезный урон понесла "Справедливая Россия", руководители которой себя позиционировали как соратники президента. А на роль нового президента, на мой взгляд, идеально подошел бы нынешний премьер-министр Виктор Зубков.
Лично я сомневаюсь в том, что Владимир Путин согласится стать премьер-министром. Руководитель правительства - человек, назначаемый и увольняемый президентом. Зачем Владимиру Путину попадать от кого бы то ни было в зависимость? Но, с другой стороны, "Единая Россия" может внести поправки в закон о правительстве: например, принять решение, что премьер-министр назначается и увольняется только с согласия партии, набравшей большинство голосов на выборах.
Вячеслав Никонов,
Президент фонда "Политика":
- Заявление Владимира Путина о готовности возглавить список партии "Единая Россия" на выборах в Госдуму пятого созыва кардинально меняет предвыборный расклад. Оно, безусловно, облегчает жизнь партии на выборах. Не исключаю, что в этом случае "Единая Россия" может замахнуться и на две трети мест в будущем парламенте, чего не было бы, не возглавь Путин этот список. Решение Путина создает большие проблемы для всех оппонентов "Единой России". В этом случае шансы на прохождение в Госдуму сохраняются достаточно серьезные только у коммунистов. Скорее всего, "Справедливой России" и ЛДПР будет очень сложно преодолеть семипроцентный барьер.
Константин Косачев,
Глава комитета Госдумы по международным делам, "Единая Россия":
- Теперь на партии лежит большая ответственность, потому что рейтинг президента гораздо выше рейтинга "Единой России", и нам нужно соответствовать президенту. Это решение, безусловно, оказалось столь желанным и неожиданным, мы все на это надеялись. Но хочу подчеркнуть, что руководству партии до последнего момента не было известно решение президента, это точно не была домашняя заготовка. Это именно личное решение главы государства. Мы ему очень признательны за это, нам оказано высочайшее доверие. Кроме того, это кардинальным образом меняет характер избирательной кампании. С таким лидером, с такой тройкой наши планы становятся гораздо реальнее.
Борис Макаренко,
Первый заместитель гендиректора Центра политических технологий:
- Политический строй России, безусловно, изменится, вне зависимости от того, какой именно пост займет Путин после выборов, он может стать и премьер-министром, и лидером большинства в парламенте. И тот, и другой пост на самом деле очень важны и дают серьезные прерогативы. Но вопрос другой: а каким станет этот строй в 2012 году? Уйдет избранный в 2008-м президент. Его сменит кто? Если допустить, что Путин вернется в 2012 году, значит, и республика опять вернется в президентское состояние. В любом случае у нас получается система, в которой будет два человека на высоких государственных постах, очень мощные. Президент мощный, потому что у него всенародное избрание и высокая легитимность, Путин - мощный, потому что он Путин, и потому что он станет либо премьером, либо лидером большинства. Однако такое состояние, как правило, является нестабильным. И с этой нестабильностью научились справляться традиционные премьер-президентские республики, как, например, французы или финны.
Кто подходит на роль "порядочного, дееспособного эффективного" сменщика, сказать трудно. Но сейчас уже гораздо менее существенно, насколько раскручен следующий президент, раз Путин собирается возглавить правительство.
Александр Храмчихин,
заведующий аналитическим отделом института политического и военного анализа:
- На мой взгляд, никакого перехода к парламентской форме правления не будет. Потому что это вообще в России нереально. Путин спустя четыре года снова пойдет на выборы. Но сейчас, может быть, Путин и не пойдет в Думу. Потому что он, на мой взгляд, вполне может возглавлить и подготовку к Олимпиаде. Это гораздо более выигрышно, чем быть даже председателем Государственной Думы. Потому что он контролирует буквально все и постоянно находится в центре внимания средств массовой информации.
Александр Жуков,
вице-премьер правительства РФ, член партии "Единая Россия":
- Если Владимир Путин возглавит правительство РФ после президентских выборов будущего года - эта схема не требует изменений в Конституции, она будет рабочей и эффективной. Тот факт, что правительство возглавит самый популярный политик страны, повысит роль и статус кабинета министров, и это будет еще одним шагом на пути создания демократической России, в которой исполнительная власть опирается на результаты парламентских выборов и на думское большинство. Роль правительства возрастет, и думаю, что это правильно. Правительство будет крепко стоять на ногах, опираясь на партию парламентского большинства. "Единая Россия" считает Путина своим моральным лидером, и для того, чтобы возглавить список, не нужно быть членом партии.
Валентина Матвиенко,
Губернатор Санкт-Петербурга:
- Это дальнейший шаг в развитии политической системы, демократических институтов. В стране есть национальный лидер - президент России, есть ведущая партия, и согласие президента возглавить список партии - это ответственный шаг, мужественный шаг. Мы должны переходить к мировой практике, когда правящая партия, побеждая на выборах, формирует правительство и тем самым берет на себя ответственность по выполнению предвыборной программы и обещаний, которые она дает избирателям. Только такой механизм позволит повысить ответственность партии. То, что Владимир Владимирович возглавит предвыборный список, он продемонстрировал, что ему не безразлично то, чем он занимался семь лет, и он хочет, чтобы курс был продолжен, чтобы в стране была обеспечена стабильность.
Юрий Лужков,
Мэр Москвы:
- Мы считаем это абсолютно выверенным решением, которое позволяет нам решать вопросы развития страны в условиях стабильного общества с понятной и воспринимаемой обществом властью. Для России чрезвычайно важно не остановиться, не породить какой-то новый хаос или процессы, которые не дали бы возможность консолидироваться для решения вопросов развития экономики, решения социальных проблем, развития инфраструктуры. Решение Владимира Путина возглавить федеральный список "Единой России" - это вариант, который укрепляет и без того достаточно мощные позиции "Единой России".
Дмитрий Орешкин,
Ведущий научный сотрудник Института географии РАН:
- Уже складывается некая новая система с понятной ориентацией на то, что Владимир Путин возвращается. На съезде "Единой России" вперед был двинут "главный калибр", потому что популярность президента сомнений не вызывает. И такой ход точно поможет "ЕР".
Сейчас главная стратегическая задача, которая решается, - это "уйти, чтобы остаться". Один из вариантов, наиболее популярных, обсуждавшийся довольно давно, - это уход президента в премьеры. Правда, это подразумевает перекрой Конституции, потому что у нас республика президентская, а не парламентская. Именно поэтому, по-видимому, необходимо иметь парламентское конституционное большинство в Госдуме.
Может быть, Путин перенесет центр силы из Кремля в Белый дом и сам туда уйдет. А в Кремле появится избранный уважаемый президент. Все же реальные ресурсы Путин может забрать с собой в правительство и оттуда управлять страной. Путин настолько тонкий и аккуратный политик, что оставляет всегда непредсказуемость в своих действиях.