03.10.2007 02:00
Власть

Владимир Путин снова обсудил проблемы суверенной демократии

Текст:  Андраник Мигранян
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4482)
Читать на сайте RG.RU
В ходе недавней беседы президента России Владимира Путина с иностранными участниками Валдайской встречи еще раз была затронута проблема "суверенной демократии". Президент отметил, что как понятие, так и концепция вызывают неоднозначную реакцию в экспертных и политических кругах. Но сама концепция и факт ее обсуждения являются весьма плодотворными. "Хорошо, когда люди об этом думают, - заявил Путин, - то есть думают о том, как обеспечить наши национальные интересы вовне, создав эффективное, очень чувствительное к происходящим в мире событиям и комфортное для наших собственных граждан общество. Мне кажется, поиск подобных концепций полезен".

Чуть раньше - на Петербургском экономическом форуме - известным американским философом и политологом Фрэнсисом Фукуяма была дана несколько неожиданная характеристика современных процессов глобализации. Ученый, который некогда говорил о конце истории и о наступлении всеобщей эры либеральной демократии, заявил, что было бы очень недемократичным, если бы глобализация привела к формированию культурного единообразия во всем мире. Каждая страна будет вынуждена найти свою собственную дорогу в современном мире. Как утверждал Фукуяма, в конечном итоге модернизация, развитие осуществляются людьми, которые живут в данном обществе, а не чужаками. В последние годы мы чаще слышали из-за океана иные утверждения большевистского толка - "кто не с нами - тот против нас", "мир по-американски", сталкивались с навязыванием либеральных ценностей и институтов даже тем странам и народам, где эти ценности и институты входят в конфликт с их культурным и цивилизационным кодом. Естественно, это встречает сопротивление со стороны народов, которые в течение веков формировали свои культурные ценности, менталитет, институциональные системы.

Весь период президентства Путина можно назвать периодом формирования суверенной демократии, который характеризуется постепенным восстановлением государственного суверенитета России, обретением контроля над собственной внутренней политикой, над собственными государственными ресурсами, превращением России в реального самостоятельного игрока в международных отношениях. При этом, несмотря на самые разные утверждения о том, в какую сторону двигается политическая система России (от развитой демократии до неосталинизма, корпоративизма и т. д.), можно сказать, что на самом деле период последних восьми лет характеризуется укреплением государственных основ. От хаоса и беспредела 1990-х годов мы переходим к более осмысленному развитию партийной системы, установлению более гармоничных отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти, более понятных и предсказуемых отношений со своими партнерами в ближнем и дальнем зарубежье. В этом и состоит суть суверенной демократии.

Что в принципе попытались противопоставить этой концепции ее противники как на Западе, так и внутри страны? Самое простое и очевидное, что выдвигали многие журналисты, аналитики и политики, сводилось к тому, что демократия бывает исключительно без прилагательных. Как-то даже неудобно всерьез разбирать подобного рода критику. Но ничего не поделаешь, она наиболее распространена, наиболее известна в широких кругах и, видимо, наиболее доступна для многих политиков и аналитиков, что показывает их уровень знания и понимания как истории демократии, так и теории демократии.

Без прилагательного "демократия" - это просто пустой звук. Как раз демократия или концепция демократии обретают какой-либо смысл только с прилагательным. Когда мы говорим "античная демократия" или "полисная демократия", то мы понимаем, что речь идет о прямой демократии, об ограниченном числе людей, которые участвовали в принятии решений, о демократии рабовладельческой, где индивид общества и государства существовали в нерасчлененном виде.

Когда мы говорим о становлении "демократии нового времени", мы понимаем, что демократия осуществляет качественный разрыв с античной, и особенно в своей либеральной версии. Происходит некий синтез между принципом равенства, которым характеризуется демократия, и принципом свободы, которым характеризуется либерализм, чего и в помине не было в античном полисе. Это означает, что гарантируются равные права для всех перед законом, но одновременно гарантируются основные неотчуждаемые права у отдельных индивидов по отношению к обществу и государству, гарантируется возможность формирования ассоциаций по профессиональным, социальным, корпоративным интересам, обеспечивается контроль общества над государством. Гарантируются не только права и свободы отдельного человека: меньшинство сохраняет свои права, свои возможности, свои структуры, институты и ресурсы для политической борьбы, для оппонирования существующей власти, что является совершенно неслыханным в античной полисной демократии.

Помимо этого очевидно, что даже демократии нового времени, которые формировались сначала в Англии, потом США и получили распространение в Западной Европе, сначала были цензовыми. И только в 1920-е годы граждане получили политические права и возможность быть избранными и выбирать. Концепция демократии без прилагательного не существует.

Как я понимаю, в нашем контексте концепция суверенной демократии означает две вещи. Во-первых, Россия строит демократию в основных своих чертах либерального характера с гарантией прав и свобод человека, с новым характером отношений между индивидом, обществом и государством. Во-вторых, одновременно Россия строит суверенное государство, а это означает, что внутриполитический процесс формирования демократических институтов и ценностей происходит в условиях, когда государство защищает себя от внешнего воздействия, когда государство не позволяет, чтобы на российскую почву переносились какие-то готовые схемы и формы, которые не имеют своих корней или не выращены в российских условиях.

Россия превращается в серьезный полюс мировой политики и серьезный субъект международных отношений. Именно эти стратегические цели встречают отпор со стороны наших партнеров вовне и со стороны критиков внутри страны, которым не хотелось бы иметь дело с упорядоченным государством, решающим свои внутренние вопросы не методом больших скачков и политических революций, а методом постепенных эволюционных преобразований.

Демократия - это некий идеальный образ и идеальный тип, к которому предстоит идти вечно. История не заканчивается, общество как организм развивается, постоянно возникают новые проблемы и новые вызовы, политическая система модернизируется, модифицируется, чтобы адекватно ответить на все новые и новые вызовы.

Это означает, что демократия, если использовать бессмертное выражение советского агитпропа, это живое творчество масс, вовлеченных в процесс самоорганизации и саморегуляции.

Но если в коммунистическое время это живое творчество проявлялось через предписание парткомов, полит-бюро, то сегодня они действительно свободны в своей самоорганизации для участия в этом процессе, потому что общие контуры плюралистической демократической политики и политической системы уже заложены, и концепция суверенной демократии задала общие рамки на длительную перспективу развития российской политической системы.

Позиция