04.10.2007 04:30
Экономика

Челябинские метростроители бастовали из-за задержки зарплаты

Финансовые противоречия затормозили строительство метро
Текст:  Сергей Леонов (Челябинск)
Российская газета - Южный Урал: №0 (4483)
Читать на сайте RG.RU
Первые дни октября метростроители добросовестно приходили на работу и... ничего не делали. Причиной бойкота послужила двухнедельная задержка заработной платы. Заказчик и подрядчик опять обвиняют друг друга в саботаже.

- Это произошло впервые за последние семь лет, - говорит начальник участка 1 Сергей Шишков. - Нас заранее предупредили о задержке денег, поэтому мы не беспокоились. Но часть метростроевцев согласно Трудовому кодексу решили приостановить работу.

Бастовали 120 человек из 400, в основном рабочие первого участка (в районе Торгового центра). Частично простаивал второй участок (напротив областной ГИБДД), третий участок (Комсомольская площадь) акцию проигнорировал.

- Работаю на подъеме - это наиболее опасный участок, - считает электрослесарь Сергей Никитин. - Если бы остановил водоотлив, шахту могло затопить. Поэтому не бастовал. У всех семьи, которые нужно кормить, но мы поверили гендиректору и начальнику участка, что деньги будут выплачены вовремя.

Вчера зарплату все-таки начали выдавать, и метростроители возобновили работу. По их мнению, двухдневный простой на планах строительства отразиться не должен.

Между тем заказчик строительства, муниципальное унитарное предприятие "Челябметротрансстрой", обвиняет подрядчика - ОАО "Челябметрострой" - в саботаже.

- В этом году мы увеличили процент на зарплату, перечислили подрядчику больше денег, чем требуется, а он ведет работы вяло, зарплаты низкие, 50-процентная текучесть кадров, - утверждает первый заместитель гендиректора предприятия-заказчика Анатолий Запрудин. - В фирме-подрядчике творится бардак. Вместо 25-29 метров взрывным способом проходится только 16 метров, тоннелепроходческий комплекс "Ловат" стоит. Президент фирмы "Ловат" недавно приезжал и был в недоумении - говорил, что все дело в организации работы.

Подрядчик, ОАО "Челябметрострой", по сути, принадлежит региональным властям. Его акции поделены между правительством области (51 процент), администрацией города (24) и ФГУП "Управлением строительства 30" из Уфы (25), которое начинало возведение метро. Подземка финансируется только на одну пятую из федерального бюджета, остальные средства выделяются из региональной казны. Заказчик, МУП "Челябинскметротрансстрой", лишь контролирует и принимает выполненную работу, отчитывается за бюджетные деньги.

В связи с этим все стратегические решения принимаются на уровне региона. На недавнем заседании у губернатора было решено купить новый тоннелепроходческий комплекс, привлечь к строительству новые силы. 25 октября должен состояться первый конкурс на привлечение дополнительных подрядчиков в помощь "Челябметрострою".

- Федеральные минфин и Росжилстрой готовы выделить нашей области дополнительно полмиллиарда рублей на строительство метро, но подрядчик отказывается от них, говорит, что не сможет освоить, - отмечает Анатолий Запрудин. - Одновременно подрядчик на всех уровнях пытается саботировать решения, принятые на заседании у губернатора, угрожает срывом конкурса на привлечение дополнительных подрядчиков. Словом, сам не справляется, но выгодным заказом ни с кем делиться не хочет.

1 октября состоялся конкурс на покупку нового тоннелепроходческого комплекса, в течение трех недель будет объявлен победитель, еще через 8-10 месяцев подземная машина начнет строить челябинское метро.

Действующий тоннелепроходческий комплекс "Ловат" сейчас находится на перекрестке улицы Горького и проспекта Ленина в теле станции. В ноябре он войдет в котлован, затем будет модернизирован для укладки новой обделки тоннеля и отправится в сторону площади Революции. "Ловат" оставляет за собой практически готовый тоннель - после него потребуются только отделочные работы. Буровзрывным способом прокладывается подземная трасса от Торгового центра. Рабочие уже прошли путь до областной прокуратуры с одной стороны до улицы Каслинской - с другой.

Комментарии

Ильдар Усманов, генеральный директор МУП "Челябметротрансстрой":

- С помощью задержек по зарплате подрядчик пытается воздействовать на ситуацию вокруг метро. Подрядчик обязан составлять акт выполненных работ, мы - заверять его, после этого подрядчик получает деньги. "Челябметрострой" уже три месяца не отчитывается. Но мы продолжаем переводить средства, чтобы строительство не остановилось. Деньги на зарплату переведены еще 25 сентября. Любая проверка покажет, что в фирме-подрядчике царит неорганизованность, неумение и нежелание работать. "Ловат" опять стоит. Подрядчику в этом году предстоит освоить более 700 миллионов рублей, а они выполнили работы меньше, чем наполовину. Для всех уже очевидно: подрядчик не справляется сам и под любым предлогом не хочет делиться работой с другими фирмами. Желающих получить многомиллионный заказ на строительство метро хоть отбавляй. Однако подрядчик прямо заявляет, что будет в суде опротестовывать результаты конкурса на привлечение дополнительных строителей. Он основывается на том, что не подписал документы, принятые на заседании у губернатора, хотя должен был это сделать еще в сентябре. Забастовка - очередной шаг "Челябметростроя", попытка обвинить в чем-то заказчика, мэрию, чтобы отвлечь всех от главного вопроса - эффективности своей работы. Они сами загнали себя в тупик и теперь пытаются переключить внимание на других. А как результат, этот год в плане строительства метро вновь будет провальный.

Константин Абрамчук, генеральный директор ОАО "Челябметрострой":

- Задержали зарплату более чем на две недели по техническим причинам - долго оформлялись бухгалтерские документы. Сегодня начали получать зарплату вновь. Задержка на плане практически не отразилась - нагнать два-три дня сможем без труда. Люди были заранее предупреждены о задержке. Так бывает всегда, когда работаешь с бюджетом. Например, федеральные деньги поступили только в мае, до этого осваивали областные средства. Всем рабочим за задержку будет выплачена компенсация. "Ловат" работает, но есть технические проблемы, они связаны с тем, что участок сложный.

Общественный транспорт Челябинск Урал и Западная Сибирь