05.10.2007 03:00
Общество

Геннадий Онищенко: Надо избавиться от страха перед ВИЧ

В России родились 32 тысячи детей от инфицированных родителей
Текст:  Геннадий Онищенко (главный государственный санитарный врач РФ, академик РАМН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4485)
Читать на сайте RG.RU

Шок от Элисты

17 тысяч из этих детей - на диспансерном наблюдении. У 1200 подтвержден диагноз ВИЧ.

Восемнадцать лет назад несколько десятков детей в Республиканской детской больнице Элисты были заражены ВИЧ.

До сих пор кажется, что трагедия в Элисте произошла недавно - такой силы был тот шок. И мало кому известно о том, что хоть и немногие взрослые жертвы той трагедии не смирились со своей участью, не стали изгоями, а нашли свое место в обществе. Одна из них получила высшее образование, родила и воспитывает здоровую девочку. Это чудо произошло не вследствие, а вопреки тогдашней реальности. Это - результат героических усилий - иного слова здесь не найду - умной матери той, пострадавшей в Элисте.

К великому сожалению, случай единичный. Потому и чудо. Возможно ли при нынешних знаниях, при нынешних достижениях медицины, чтобы подобное перестало быть индивидуальным чудом, а стало системой? Очень хочется ответить однозначно: да, возможно. Не получается. Пока не получается. Говорю "пока", потому как предпосылки к положительному ответу все-таки есть. Главная предпосылка - реализация приоритетного национального проекта "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ".

Лидеры беды

А вот, что показало проведенное на днях селекторное совещание. На 31 августа в России зарегистрированы 390 365 ВИЧ-инфицированных. Среди них 2642 ребенка. Причем 1293 заразились от ВИЧ-инфицированных матерей. И это, мягко говоря, особенно досадно: в наше время инфицированная роженица может родить здорового малыша, если грамотно будет готовиться к материнству, если своевременно пройдет специальный курс лечения. Почему этого не происходит? Тут вина и самой женщины. Тут и вина медиков, вина тех, кто ответственен за пропаганду здорового образа жизни. Наша, если угодно, дремучесть: многие попросту ведать не ведают о том, что ВИЧ-инфицированная может родить здорового ребенка.

И не только в этом просчеты нашей санитарно-просветительной работы. За 8 месяцев нынешнего года прибавилось - по официальным, то есть зарегистрированным данным, - еще 28 974 новых случаев ВИЧ.

Нужно, видимо, назвать адреса лидеров этой беды - чтобы соответствующие организации принимали соответствующие меры. Итак, больше всего новых случаев ВИЧ в Санкт-Петербурге, Свердловской, Московской, Самарской, Иркутской, Челябинской, Оренбургской, Ленинградской областях, в Москве, Ханты-Мансийском автономном округе. Еще одна напасть: наблюдается закономерный рост числа ВИЧ-инфицированных, сочетанный с туберкулезной инфекцией. Таких сейчас 13 тысяч. 9 тысяч страдают активной формой туберкулеза. А рост потому, что чем дольше живет от момента заражения ВИЧ-инфицированный, тем больше вероятность попасть в клещи палочки Коха.

В чьих силах помощь

Что же сегодня мы можем противопоставить напасти? Прежде всего все-таки нужны специально обученные кадры для работы с ВИЧ. Эта очень специфическая деятельность. В ней должны быть задействованы не только медики, но и психологи, и социальные работники. Создано дополнительно 16 филиалов центров по профилактике и борьбе со СПИДом. Заметно прибавилось тех, кто проходит курс антиретровирусной терапии за счет приоритетного национального проекта. Таких теперь 23 088 человек. К концу года их будет 30 тысяч. В прошлом году под диспансерным наблюдением находились 76 процентов от числа нуждающихся. В этом году 77,7 процента.

Чаще, чем раньше, проводится трехэтапная профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку. То есть когда химиопрофилактика касается матери в период беременности, родов, а потом и новорожденного. В 2006 году полный курс был равен 58 процентам, в нынешнем - уже 71,4 процента.

Скажите, явный рост? Явный. И это надо приветствовать. Но с существенной оговоркой: это тот случай, когда нужен стопроцентный показатель. Пока же получают надлежащую терапию лишь 23 тысячи человек из 30 тысяч запланированных на нынешний год. По сей день не уточнено состояние здоровья 78 тысяч ВИЧ-инфицированных. Из 310 тысяч, подлежащих диспансерному учету, состоят на таковом только 241 860 человек.

Не потому ли многие пациенты по своему усмотрению прекращают курс лечения. Правда, это беда не только российских пациентов. За 8 месяцев нынешнего года прекратили принимать антиретровирусную терапию более 10 процентов. Причины тому разные - итог один: болезнь загоняется так глубоко, что из нее уже и не выбраться. Вывод? Вывод тоже один: необходим четкий учет пациентов, получающих различные виды терапии, ее соответствие требованиям действующих стандартов медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.

Надо смотреть в будущее

Но и это не все. Доступ к лечению ВИЧ должен распространяться не только на городских, но и на сельских жителей. Особенно, когда это касается химиопрофилактики женщин во время беременности и родов. Доступным повсеместно должно быть и стационарное лечение тяжелых больных ВИЧ-инфекцией.

Сейчас много говорится о компьютеризации в службе здоровья. Так вот, компьютерные программы для обеспечения единой информационной системы, позволяющей получать в режиме реального времени информацию по учету всех пациентов, состоящих на диспансеризации по ВИЧ, о получающих терапию, о назначенных схемах лечения, о результатах диагностических исследований, расходов препаратов по каждому больному и так далее - все это совершенно необходимо. Не в каком-то отдаленном будущем, а сейчас, немедленно. А как оказывается противотуберкулезная помощь больным ВИЧ-инфекцией? Не секрет, что тут нередко вмешивается страх перед возможностью заражением ВИЧ. Перед палочкой Коха страха нет, а перед ВИЧ есть. Хотя страх необоснованный.

Никак, никак не осознаем, что ВИЧ/СПИД, хотим мы того или нет, - данность не только сегодняшнего, но, увы, и завтрашнего дня. Отмахнуться от него невозможно. Надо избавляться от страха перед ним. И всем миром научиться ему противостоять. Тогда-то чудо, с которого мы начали этот разговор, таковым быть перестанет.

Здоровье