Теперь этот документ должен быть утвержден на встрече руководителей стран Евросоюза в Лиссабоне 18-19 октября. После ожидаемого подписания главами правительств Базовому договору предстоит ратификация каждой страной - членом ЕС. Только после этого он сможет вступить в силу. Еврочиновники рассчитывают на то, что это произойдет 1 января 2009 года.
Предыдущая попытка принять единую европейскую конституцию завершилась неудачей, после того как в 2005 году Франция и Голландия на референдумах отказались утвердить ее проект. С того момента сторонники единой Европы провели впечатляющую работу в поисках компромисса и, по-видимому, добились успеха.
По сравнению с первоначальным проектом европейской конституции новый договор представляет собой ее "облегченный" вариант. Вместо первоначальных 448 статей в него включены лишь 70. Из документа изъяты, к примеру, упоминания о единой европейской государственной символике. Этот вопрос беспокоил значительную часть европейцев, не готовых отказаться от национальных флагов, гербов и гимнов.
Из-за возражений, в первую очередь Великобритании, разработчикам нового текста пришлось также пожертвовать положением о введении в Евросоюзе должности единого министра иностранных дел. Должность, которую уже занимает известный испанский политик, бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана, будет по-прежнему называться Верховный комиссар ЕС по внешней политике и политике безопасности. Однако при этом Солана в случае утверждения Базового договора получит более широкие полномочия, поскольку будет одновременно занимать пост заместителя председателя Европейской комиссии.
Должен появиться и новый пост президента Европейского совета. А также вводится система так называемого двойного большинства при принятии решений в ЕС. Каждой стране в ЕС отводится число голосов, пропорциональное численности населения. Согласно новым правилам решения считаются принятыми, если за них проголосуют не менее 55% голосов государств, представляющих не менее 65% населения Евросоюза.
Тем не менее на финишном этапе согласования нового текста Базового договора остаются некоторые неясности. Например, не до конца понятно, как новый договор учтет нежелание Великобритании признавать приоритет европейских правовых норм над национальным законодательством. В этом вопросе Лондон всегда проявлял особую неуступчивость, прежде всего не признавая верховенство Европейской конвенции о защите прав человека.
По-прежнему упорствует Варшава, добивающаяся включения в главный европейский документ положений, закрепляющих за отдельными странами право требовать отсрочки голосования по спорным вопросам до достижения всеми членами консенсуса. Такого рода отсрочки могут тянуться бесконечно и представляют собой закамуфлированное право вето. Это положение, по мнению наблюдателей, Польша хотела бы сохранить, чтобы иметь возможность не допускать принятия в ЕС решений, которые не устраивают Варшаву, прежде всего - о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией.
И все же, несмотря на сохраняющуюся интригу, наблюдатели настроены оптимистически и ожидают, что на предстоящей встрече глав правительств ЕС документ будет окончательно согласован.