- Проблема в том, что у этого кладбища нет никакого особого статуса, - рассказал "РГ" журналист Виталий Дымарский, долгое время работавший собкором в Париже. - Это обычное коммунальное (муниципальное) кладбище, которое не пользуется никакими привилегиями. А посему по французским законам на нем могут быть захоронены все, кто проживает на территории данного муниципального образования. Местные власти долго закрывали глаза на то, что на кладбище хоронят русских из других мест, но с начала до середины 90-х годов этим муниципальным образованием управляли коммунисты, которых вовсе не радовало, что кладбище стало местом паломничества россиян. Они стали четко придерживаться закона и отказывать в захоронении русских эмигрантов, не проживающих на этой территории.
Так, когда умер Рудольф Нуриев, были большие проблемы с его захоронением на Сен-Женевьев- де-Буа, и в дело пришлось вмешаться тогдашнему президенту Франции Миттерану. После этого случая таких исключений не делалось.
Обыкновенное муниципальное кладбище вынуждено подчиняться общим законам по срокам сохранения могил: если истекает срок аренды, на месте старой могилы начинают хоронить местных жителей. А поскольку Сен-Женевьев-де-Буа - это довольно дальний пригород Парижа, то там очень много проживает, например, вьетнамцев.
- Если сейчас пройтись по кладбищу, - рассказывает Виталий Дымарский, - в русской его части на "освободившихся" местах достаточно много могил с вьетнамскими фамилиями.
Земля им пухом, но... Это все-таки нарушает единство русского некрополя - самого крупного русского кладбища за рубежами России.
В середине 90-х годов были предприняты попытки объявить кладбище историческим памятником под охраной двух государств - Франции и России. Эту идею даже пытались обсудить между собою Борис Ельцин и Жак Ширак, но лишь коснулись темы.
- Возможный исторический статус кладбища придется еще обсуждать с юристами, - считает Виталий Дымарский, - но что-то все равно надо делать. В статусе муниципального кладбища оно все равно будет разрушаться как единое целое. А его надо сохранить, хотя бы в современном виде.
Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин рассказал корреспонденту "РГ", что сегодня "истекли договоры на сохранение многих русских могил, которые там находятся".
- Не случайно Святейший Патриарх после панихиды сказал, что надеется, что это место останется тем, чем оно является сегодня, на века. Для этого нужно, чтобы русские люди позаботились о сохранении уникального места русской памяти, - подчеркнул он.
- Святейший Патриарх был предельно открыт ко всем, кто хотел с ним пообщаться, - рассказал корреспонденту "РГ" свои впечатления о визите Патриарха его участник, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. - Он дал несколько обширных интервью, выступил с обращением к французским телезрителям. Во время приема в Консьержери к нему подходили сотни людей, он с каждым поздоровался и кратко поговорил. Молебен перед Терновым венцом Спасителя в соборе Парижской Богоматери, который совершал о. Нестор Сиротенко, стал мощным православным свидетельством.