Правда, согласно действующей конституции страны, выставлять свою кандидатуру в качестве кандидата на пост президента победитель в принципе не мог. И теперь в ближайшие десять дней пакистанская элита будет решать, какое из двух зол считать меньшим, - нарушение основного закона страны или потенциальная анархия в государстве, обладающем ядерным оружием.
В том, что Мушарраф будет в третий раз избран президентом депутатами верхней и нижней палат парламента, а также членами четырех ассамблей Пакистана, не сомневались даже самые горячие головы из пакистанской оппозиции. Его победа оказалась почти триумфальной. Из 257 депутатов 252 отдали свои голоса за Мушаррафа. Его соперник, бывший верховный судья Ваджихуддин Ахмед, набрал лишь два голоса. Еще три бюллетеня были признаны недействительными.
Впрочем, праздновать свою победу и тем более готовиться к инаугурации Мушаррафу пока рановато. До 17 октября Пакистан будет находиться в "подвешенном" состоянии. Последнее слово осталось за Верховным судом. Дело в том, что, выставив свою кандидатуру, президент фактически нарушил конституцию. Согласно букве основного закона, главой государства может быть только гражданское лицо. А Мушарраф параллельно занимает пост командующего пакистанской армией. За этот факт зацепилась оппозиция, потребовав отмены назначенных на шестое октября президентских выборов.
Верховный суд, однако, не решился на крайние меры, которые однозначно накалили бы до предела обстановку в стране. Выборы отменять судьи не стали. Однако дали понять оппозиции, что законность в стране будет соблюдена. В итоге Верховный суд постановил провести выборы, но не оглашать их результатов, пока не будет окончательно установлено, мог ли Мушарраф баллотироваться на президентский пост. Ожидается, что суд вернется к рассмотрению этого вопроса не раньше 17 октября.
Накануне дня голосования главе государства все же удалось договориться с частью оппозиции. Стало известно, что между Первезом Мушаррафом и живущей в добровольной ссылке бывшей премьер-министром страны Беназир Бхутто достигнуто соглашение о разделе властных полномочий. Стороны договорились, что с "ссыльной" и ее мужа будут сняты все обвинения в коррупции. Взамен Бхутто обещала, что депутаты от возглавляемой ею Пакистанской народной партии поддержат кандидатуру Мушаррафа.
Экс-премьер, как видно из результатов голосования, свою часть договоренностей выполнила. Теперь очередь за президентом. Нет оснований полагать, что тот нарушит свою часть соглашения. Тем более что на Западе Бхутто воспринимают как умеренного политика. Даже в случае, если ей все же удастся после победы на парламентских выборах в начале следующего года вновь возглавить пакистанское правительство, к значительным изменениям в политике Пакистана это не приведет.
Президент пока лишь обещал, что в случае победы на президентских выборах добровольно покинет высший военный пост. Второго октября он назначил бывшего шефа разведки генерала Ашфака Киани своим вероятным преемником на этой должности.
Между тем
Не исключено, что в ближайшие месяцы Пакистан может преподнести миру не один неприятный внешнеполитический сюрприз. Особенно если к власти в этой стране, обладающей ядерным оружием, придут исламисты. В том, что это прекрасно понимают и в Верховном суде Пакистана, сомневаться не приходится. Так что судьям, видимо, придется поискать "лазейку" в конституции, которая все же даст Мушаррафу возможность вновь стать абсолютно легальным президентом Пакистана.