09.10.2007 03:00
Общество

Политические оракулы превзошли астрологов и шоуменов

Политические оракулы на прошлой неделе пользовались не меньшим спросом у телезрителей, чем астрологи и шоумены
Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4487)
Читать на сайте RG.RU

Было любопытно: кто и как истолкует наше обозримое будущее после судьбоносного заявления президента. Любопытно было и то, кто из именитых номинантов вылетит из популярных развлекательных проектов.

Попереключаем...

Глеб Павловский в своей программе "Реальная политика" выглядел совершенно счастливым политологом. Он порадовался, во-первых, за себя. В том смысле, что лишний раз убедился, насколько он был прав в своих прорицаниях.

Во-вторых, он порадовался за ивановских ткачей и ткачих, которым в 90-е жилось год от года все хуже и хуже, а с 2000-го год от года все лучше и лучше.

В-третьих, ему было приятно, что просчитались все его конкуренты как внутри страны, так и за ее пределами. Он ведь предупреждал, что президент найдет способ уйти, чтобы остаться.

Алексей Пушков ("Пост-скриптум") был сдержан и рассудителен в оценке перспектив. В общем, он с пониманием отнесся к решению первого лица. Его насторожило одно: не понизится ли теперь уровень явки?

Владимир Познер был более чем сдержан. Он сказал, что не знает, как отнестись к тому, что Владимир Путин стал первым лицом единственного числа.

Владимир Соловьев ("Воскресный вечер") поступил совсем мудро: он уступил возможность другим высказаться предельно откровенно на заданную тему. Проханов, Радзиховский и Злобин (все трое очень опытные наблюдатели) не сошлись в одном: поспособствует ли развитию демократии на Руси шаг президента, или он (шаг) сделан в направлении прохановской Пятой империи?

Более прочих меня было поразил Андрей Малахов своей дерзостью. Заглянув в один из вечеров на его программу "Пусть говорят", я наткнулся на плашку в правом верхнем углу экрана. На ней светилась тема очередного диспута: "Выбор без выбора". "Зачем так категорично", - подумал я. Но тут же выяснилось, что речь о другом. О том, как грузинская мама не разрешает своему взрослому ребенку Важе жениться на русской девушке Ольге. И вот что теперь мальчику делать? Он и родителей чтит, и свою избранницу обожает.

Переживая за юношу Важу, начинаешь думать: может, оно и лучше, когда нет выбора, когда ты свою личную волю, свою свободу, свою ответственность сдаешь, как сбережения в банк, в доверительное управление папе, маме, жене и просто хорошему дяде... А если что не так, не наше дело, как говорится, Родина велела...

Неконтролируемые ассоциации и как с ними бороться

Вообще же те, кто делает передачи на неполитические темы, должны быть особенно бдительными. Неконтролируемые ассоциации, аллюзии заводятся, как тараканы, то ли от сырости, то ли от сытости... Потом лови их, трави их, цензурируй их...

Теперь я понимаю советских теленачальников, о бдительности которых легенды рассказывают. Они туго знали свое дело. Только во "Взгляде" в ночном эфире проскочила шутливая песенка Пугачевой "Эй, вы, там, наверху! Не топочите, как слоны...", как вышестоящее начальство устроило головомойку начальству нижестоящему: "Вы что же, не понимаете, на кого намекает певица?" - "На кого?" - "На политбюро!".

В минувшую субботу Первый канал сразу после познеровских "Времен" предложил новый проект "Стенка на стенку". Это такое шутейное состязание мастеров шоу-бизнеса.

"Мастер" становится у края бассейна спиной к воде. На него надвигается стенка, в которой образуется прорезь, имеющая всякий раз новую конфигурацию - то сидящего среднестатистического номинанта в позе лотоса, то причудливо изогнувшегося, то вытянувшегося в струнку, то сделавшего ласточку, то свернувшегося клубочком... Исхитрился гражданин (или гражданка) просунуться в отверстие - его счастье; нет - стенка сносит гражданина в воду.

Не будь в эти дни такого густого политического контекста, я бы потешился вместе с шоуменом Василием Уткиным над девчонками из поп-группы "Фабрика" и мальчишками из конкурирующей шоу-фирмы "Челси". И все. А тут в голову вступила метафора: стенка - это как бы семипроцентный барьер, команды - это партии, стремящиеся его преодолеть. Прорезь - это шанс для команды. Какая из них изворотливее, пластичнее, ловчее - та и на коне, с призами, с бонусами...

Метафора, может, и надуманная, и глупая. Но с ней интереснее смотреть и новое развлекательное шоу "Стенка на стенку", и посвященные выборам политические программы Владимира Познера, Владимира Соловьева, Максима Шевченко, Киры Прошутинской...

"Что-то неправильно в нашем проекте..."

Так выразилась Татьяна Тарасова на очередном представлении "Ледникового периода", когда по результатам зрительского голосования из проекта выпала симпатичная пара фигуристов. А в ближайшую субботу его покинет либо Волочкова с Сихарулидзе, либо Ягудин с Дайнеко.

"Неправильное" в нем, пожалуй, не то, что участники шоу-конкурса должны отсеиваться, а то, что не у всех у них (как у участников предвыборной кампании) равные стартовые возможности. Невооруженным глазом видно, что Чулпан Хаматова - почти профессиональная фигуристка. Про нее говорят, что она какое-то время в детские годы занималась в школе олимпийского резерва. Да и номинантка Волочкова, обиженная на низкие оценки, не удержалась от упрека в нечестности соревнования.

Судьи, соглашаясь с тем, что участники шоу находятся в неравных условиях, стараются подравнять по ходу состязания оценки - там убавят баллы за небольшие помарки, здесь не заметят большие промахи.

Что-то неправильное есть и в проекте "Фабрика звезд-7". Там тоже должна была выпасть одна очень милая, симпатичная номинантка. Причем она сразу себя почувствовала обреченной. Голосование еще не началось, а она уже расплакалась. Товарищи-фабриканты ее не пощадили; к ней снизошли товарищи-продюсеры и спасли девушку.

Чем хороши такие конкурсы? Их инициаторы сами придумывают правила и сами корректируют оные в сторону, нужную им. Играют два номинанта в шашки, и вдруг тот, который проиграл, объявляет, что он играл в поддавки, и, стало быть, победа - за ним. "Нет, за мной". - "Тогда - ничья". - "Тогда - мы оба в выигрыше".

Надо отдать должное директорам "Фабрики звезд"; они игрокам такие эластичные придумали нормы выживания на проекте, что тут все - в выигрыше. И проигравшие в том числе. Всем сестрам и братьям - по серьгам. И пряников сладких хватает на всех.

Это на телеэкране. А что там происходит за его рамкой, какие там случаются драмы и травмы, одному Блогу в Интернете известно.

СМИ и соцсети