В минувшую пятницу французский сенат большинством голосов принял спорную поправку о том, что иммигранты во Франции будут сдавать тест ДНК. Правда, это произойдет только в случаях крайней необходимости. Таким образом, правило будет не обязательным, а являться возможной формой проверки на родство и применяться только по решению судебных органов.
В последние недели эта поправка вызывала бурные споры во французском правительстве и в обществе в целом. На том, чтобы уравнять положение иммигрантов с французами, настаивали социалисты, коммунисты и "зеленые". Опасение самих иммигрантов, которое быстро передалось представителям левых партий, вызвала так называемая "поправка Мариани".
Ее в начале сентября внес депутат Национальной ассамблеи от правящей партии "Союз за народное движение" Тьерри Мариани в рамках работы над законом об иммиграции. Требование парламентария состояло в том, что тест на ДНК должен стать обязательным условием для иммигрантов, желающих получить визу на срок более трех месяцев в рамках воссоединения семьи. Мариани обосновал необходимость поправки тем, что от 30 до 80 процентов иммиграционных документов во Франции являются поддельными.
Тем не менее вопрос о необходимости генетического подтверждения родственных связей стремительно стал предметом раздора между правящей партией и социалистами. Последние апеллировали к тому, что родственные связи устанавливаются на основании признания ребенка, а не биологических связей. По их убеждению, этот "тест создает юридические и даже конституционные проблемы". Депутат социалистов Серж Блиско заявил, что "поправка Мариани" "вводит фундаментальные изменения в семейное право, превращая биологию в средство доказательства". Левые также спрашивали, какой в таком случае останется судьба приемных детей, которых усыновили иммигранты перед приездом во Францию.
В итоге законодательная комиссия французского сената 26 сентября отменила эту поправку. А 3 октября Национальная ассамблея утвердила ее "компромиссный вариант". Но это вовсе не говорит о "локальном поражении" правящей партии. Иммиграционная политика остается одним из приоритетов внутренней политики Николя Саркози.
В бытность его главой МВД страны "супер-Сарко", благодаря жесткой позиции по отношению к погромам в пригородах, где живут иммигранты, набрал много "бонусных очков". Такая политика позволила ему перетянуть на свою сторону во время предвыборной кампании за кресло президента Франции голоса французов, откровенно недовольных тем, какие поблажки и преимущества получили в последние десятилетия в их родной стране приезжие.
"Поправка Мариани" выступала своего рода пробным шаром, запущенным для проверки настроений в политической элите и французском обществе. Впрочем, несмотря на "поражение" в правительственном арсенале, припасено немало жестких "снарядов", которые существенно изменят иммиграционное законодательство. Так что иммигрантам и их защитникам еще рано праздновать свой "локальный успех".