11.10.2007 04:18
Экономика

Справить малую нужду в Самаре - огромная проблема

Справить малую нужду в большом городе - огромная проблема
Текст:  Аркадий Соларев (Самара)
Российская газета - Поволжье: №0 (4489)
Читать на сайте RG.RU

Общественных туалетов в "просвещенной Самаре", как с некоторых пор именуют ее местные чиновники, практически не осталось.

После концерта в окружном Доме офицеров, на который корреспондент "РГ"  ходил вместе с приятелем-подданным иностранной державы, тому вдруг приспичило. Нет, чтобы в здании, так уже после того, как мы из него вышли.

Делать нечего, пришлось отправляться в подземное место задумчивости, что на площади Куйбышева. Спустившись на несколько ступенек, приятель пробкой от шампанского вылетел обратно и кинулся в близлежащие кусты.

Выходя оттуда и поправляя джинсы, он бросил:

- Рано вам еще в Европу. Сначала сортиры научитесь в порядке содержать, а потом уже претендуйте на звание европейцев.

- А ты, европеец, постыдился бы в кустах нужду справлять.

- Здоровье, милый мой, дороже. Я же не буду ждать, пока мы до твоего дома доберемся.

Это зарубежный гость когда-то был простым советским человеком, поэтому корреспонденту "РГ" перед ним было ничуть не стыдно. А окажись на его месте настоящий иностранец?

Сортирная тема сегодня одна из самых болезненных в Самаре. Нынче на весь этот город-миллионник, претендующий на звание столицы Среднего Поволжья, бесплатных общественных туалетов практически не осталось. Их насчитывается не то четыре, не то пять. Точную цифру корреспонденту "РГ" не смогли назвать даже в мэрии, глава которой Виктор Тархов совсем недавно публично объявил себя "главным мусорщиком города". А вот, по словам руководителя предприятия "Спецавтотранс" Юрия Калмыкова, оно обслуживает только четыре общественных туалета. И все они расположены в центре города, в радиусе одного, максимум, двух километров. Качество этого обслуживания, как уже говорилось выше, не отвечает никаким стандартам.

Во всех остальных районах областного центра малую, а иногда и большую нужду жители и гости города вынуждены справлять в кустах, подъездах и даже лифтах. Вопреки установленному порядку бесплатные туалеты исчезли даже на всех вокзалах города - железнодорожном и аэро-, авто- и речном. В летний период, правда, биотуалеты появляются на пляжах. Но цена за вход в кабинку просто запредельная - 10 рублей с человека. Если в выходной прийти всей семьей на пляж и дважды за день посетить заведение, то можно и без штанов остаться. Кстати, в столице не столь уж далекой Мордовии, бедном Саранске, чей бюджет в разы меньше самарского, за пользование биотуалетами денег никто не требует.

Согласно все тому же порядку бесплатные туалеты должны быть во всех предприятиях общественного питания, автозаправках, местах массового скопления людей. Но беда в том, что порядок-то установлен, но ответственности за его нарушение никакой не предусмотрено. И даже если в кафе есть дверь, отмеченная двумя нулями или аббревиатурой WC, то кто ж вас туда пустит без того, что вы не сделаете и не оплатите пусть небольшой, но заказ?

В ближайшем будущем строительство новых общественных туалетов в Самаре не предусмотрено. Об этом свидетельствует пропись городского бюджета, где расходы на эти цели отсутствуют. Значит, по-прежнему, и горожанам, которых нужда застигла вдали от родного дома, и гостям Самары, махнув рукой на стыд и совесть, придется довольствоваться кустами и подъездами, придавая столице Среднего Поволжья свой неповторимый аромат…

Если человек голоден, но у него нет денег, он не пойдет в дорогой ресторан. Таково незыблемое правило. Что же до отправления естественных надобностей, здесь никакие ограничения не действуют. Последнее почему-то никак не доходит до городских чиновников. Организм у них по-другому устроен, что ли? Во время постоянных праздников они легко уговаривают своих спонсоров раскошелиться на фейерверки, цена которых порой превышает стоимость строительства так нужных людям WC.

Кстати, во многих городах страны действуют местные программы под названием "Общественный туалет". В их реализации активное участие принимают частные инвесторы, которых тамошние власти каким-то образом сумели в этом заинтересовать. Так что изобретение деревянного велосипеда в этом случае не требуется. Нужно только перенять чей-то накопленный опыт. А для этого нужен не большой ум, но всего лишь смекалка.

ЖКХ Самара Средняя Волга